ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ И АННЫ ТАНЕЕВОЙ В ФИНЛЯНДИИ.
TSAARI NIKOLAI II ja ALEKSANDRA
PYHÄT KEISARILLISET MARTTYYRIT JA ANNA TANEEVA SUOMESSA MUISTOYHDISTYS RY.



Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Ин 15:13)

АЛЬБОМЫ АННЫ
АЛЕКСАНДРОВНЫ ТАНЕЕВОЙ


АЛЬБОМЫ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТАНЕЕВОЙ



ПОМОГИТЕ ВОССТАНОВИТЬ СВЯТЫЕ ЦАРСКИЕ МЕСТА!

КОНТАКТЫ






НАШИ ДРУЗЬЯ - MEIDÄN YSTÄVÄT





ХУДОЖНИК АКСЕЛИ ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА


АЙМО РЕЙТАЛА



Художник Аксели Галлен-Каллела (1865–1931)

При жизни художник Аксели Галлен-Каллела вызывал особое восхищение в финских националистических кругах.
Визуальный стиль, известный как национально-романтический, был, прежде всего, творением Галлен-Каллелы. Широкой публике он стал известен как иллюстратор выдающихся произведений финской литературы – «Калевалы» и «Семеро братьев». Представители нового, «современного» искусства 1920-х гг. уже не ценили творчество Галлен-Каллелы, однако, позднее его разносторонность вновь стала вызывать восхищение.

Аксели Галлен-Каллела, наряду с Альбертом Эдельфельтом, был одним из выдающихся художников Финляндии. Прежде всего, он заложил основы формирования финского национального стиля в искусстве и был центральной фигурой в его развитии. Он также был первопроходцем в области графического и прикладного искусства, а также стал источником вдохновения для архитекторов.

Этапы жизненного пути Галлен-Каллелы и его личность довольно хорошо исследованы. Масштабное произведение Онни Окконена (1949) вместе с биографией, написанной Кирсти Галлен-Каллела, основывающейся на письмах отца, дают о нем весьма достоверное представление. О творчестве художника Окконен высказывается более субъективно. Новые исследования все же лучше раскрывают нам искусство мастера и создают еще более точную картину.

Род Галлен берет начало в усадьбе Каллела, расположенной в небольшой коммуне Лему близ Турку. Разговоры об аристократическом происхождении, которыми увлекался и сам художник, были очевидным проявлением художественного романтизма. Младший сын семьи при поддержке старшего брата также покинул Лему, отправившись учиться на чиновника. Петер Вильгельм Галлен (1817–1879) уже в 1840 г. вслед за своим братом был назначен ленсманом в Тюрвяя. В 1841 г. Он женился на приемной дочери своего брата Софии Антуанетте, чью долю наследства рустгалта в Вянни он позднее выкупил на свое имя.

София Антуанетта умерла в 1855 г., оставив пятеро детей. В 1858 г. Петер Галлен заключил новый брак с Матильдой, дочерью морского капитана и судовладельца Брура Матиаса Вальроса. В 1862–1867 гг. Петер Галлен служил в конторе Финляндского Банка в Пори.

В Пори в 1865 г. в семье родился третий ребенок, Аксель Вальдемар Галлен. После него родилось еще четверо детей, так что в этой большой семье было двенадцать детей. Оставив должность в банке, Петер Галлен стал работать частным адвокатом в Тюрвяя. Мать художника Матильда Галлен была женщиной одухотворенной и с сильной волей, мировоззрение которой в 1870–80-е гг. переживало переломный период, что проявилось в отходе от официальной церкви и религиозных догм. Позднее она увлеклась спиритизмом и теософией.

Матильда Галлен была увлеченным художником-любителем, и, подобно Александре Эдельфельт, проявляла заинтересованность в художественной карьере сына. В 1867 г. семья переехала из Пори обратно в Тюрвяя, где Петер Галлен купил усадьбу Яатси и построил там новый просторный дом. Первые свои уроки Аксели получил от домашних учителей, а затем в 1876 г. его вместе с двумя братьями отправили в Хельсинки в Шведский нормальный лицей. Там он пробыл до 1881 г., закончив три класса.

Он загорелся желанием заняться искусством. В 1878–1881 гг. он посещал вечерние курсы художественной школы Художественного общества. В 1880–1881 гг. Галлен также занимался в Центральном училище прикладного искусства. Прервав учебу в нормальном лицее осенью 1881 г., он перешел на дневное отделение художественной школы. В 1883 г. он перешел в класс по рисованию с натуры, к преподавателю Фридриху Альстеду. В 1881–1882 гг. он брал частные уроки у С.А. Кейнянена, а в 1883–1884 гг. – у Альберта Эдельфельта. В 1882–1884 гг. он также учился в частной академии Адольфа фон Беккера и делал рисунки в анатомическом зале университета.

Галлен принадлежал к тому поколению, которое уже могло получить очень хорошее образование, не выезжая за границу. Адольф фон Беккер был для него самым авторитетным преподавателем в области французского реализма, а влияние пленэрной живописи Эдельфельта заметно, например, в работе «Мальчик и ворон» (1884). Уже летом 1884 г. юноша познакомился с натуралистическим кредо Августа Стриндберга, сформулированным в одном из сборников его стихов. Влияние натурализма проявляется в картине года «Гниющий судак» (1884).

Осенью 1884 г. Галлен поехал в Париж и учился в Академии Жюльен. Не меньшую роль, чем тогдашние преподаватели, сыграли и знакомства; в частности он познакомился со Стриндбергом. Благодаря выставке, организованной весной 1885 г. в память о Жюле Бастьене-Лепаже, он сблизился с этим мастером натуралистической пленэрной живописи. Летом 1885 г. Галлен вернулся на родину и осенью, находясь в Сало, приступил к картине «Старуха и кошка». Натурщицей послужила местная женщина, жившая с овцами. Картина была написана только наполовину. Кошку он добавил в Хельсинки, а фон дописал по своим этюдам, сделанным в Тюрвяя. Он продолжал эту работу в Париже, куда картина в начале 1886 г. была отправлена вслед за ним.

Картина следовала натурализму Стриндберга, согласно которому правда была ценнее, чем красота. Также сильно сказывалось влияние Бастьена-Лепажа. Осенью на выставке Финского художественного общества картина вызвала противоречивые мнения. Настроенные консервативно не одобряли неприглядность изображенного, а либералы восприняли произведение с энтузиазмом.

Поездка в Париж в 1885–1886 гг., осуществленная на государственную стипендию и средства, посылаемые матерью, была столь же успешной, как и предыдущая. Наиболее значительным произведением стал портрет, заказанный врачом Г.Ф. Антелем. Летом 1886 г., вернувшись на родину, Галлен обосновался в Корпилахти, где написал, в частности, небольшие картины, посвященные простому народу: «Женщина с ручными жерновами», «Женщина, жарящая ряпушку» и «Нищий мальчик». После Парижа он тосковал по финским сюжетам и в декабре переехал в Кеуруу, где поселился на торпе Экола.

Крупнейшими работами этой зимы стали: «Крестьянская жизнь» (позднее исчезла) и «Первый урок». Летом 1887 г. Галлен написал интерьерный портрет, заказанный покровителем художника промышленником Г.А. Серлакиусом. Этим же годом датируется «Портрет Мэри Слёёр», будущей жены Галлена. Галлен уже давно был вхож в семью феннофила Каарле Слёёра и был влюблен в его дочь.

В Париже Галлен находился с осени 1887 до лета 1889 гг. Он продолжил учебу в Академи Жюльен, и, помимо этого, в 1887–1888 гг. работал в Ателье Кормони. Парижские картины были отмечены страстью; на небольших работах городские пейзажи были запечатлены в стиле, напоминающем импрессионизм. По заказу Антеля он в конце 1888 г. написал картину «Démasquée», предвосхищавшую символизм.

В этот период Галлен приступает к изображению сцен из эпоса «Калевала».
Уже многие годы эпос занимал его ум. Он начал с триптиха «Айно», завершенного в 1889 г. На Всемирной парижской выставке в том же году она получила медаль второй степени.

В июне 1889 г. Галлен вернулся в Финляндию вместе со шведским художником графом Луи Спарре, с которым он познакомился в Париже. Друзья поехали сначала в Висувеси, а оттуда в Экола в Кеуруу, так как Галлен хотел познакомить своего друга с тем миром, который он там для себя открыл. Главным произведением, написанным во время очередного пребывания в Кеуруу, можно считать картину «В сауне».

В мае 1890 г. Галлен женился на Мэри Слёёр. Молодожены совершили свадебное путешествие в Кухмо, где к ним присоединился Спарре. Мужчины съездили на пару недель в Беломорскую Карелию. Галлен готовился к написанию новой версии триптиха «Айно» по заказу государства и надеялся найти новые образы и сюжеты для работы. В его планы также входило участие в новом конкурсе на создание иллюстраций к «Калевале», объявленном студенческим землячеством Карелия Саво, работы на который принимались до марта 1891 г. За месяц до этого закончился конкурс по настенной росписи актового зала университета, в котором его пригласили участвовать.

Поездка Галлена и Спарре послужила первоначальным толчком к художественному течению, ориентированному на Карелию, позднее получившему название карелианизм. Осенью 1890 г. в газете «Пяйвялехти» появилась программная статья о значении Карелии для искусства и литературы. Надежды на финский ренессанс связывались с Карелией. В 1894 г. Галлен писал: «В маленькой Финляндии сейчас должен начаться новый ренессанс, то есть новая сила и жизнь, новый мир. Это необходимо сейчас, когда кругом царит убогость, слабость и унылый декаданс».

Фенноманское движение наконец-то добилось политической и экономической власти, что нашло отражение и в культурной жизни.
Новый триптих «Айно» был завершен в 1891 г. По композиции картина существенно не изменилась, но конечный результат стал более совершенным благодаря финским натурщикам. В следующем году произведение выиграло государственный конкурс портретной живописи. С большим перевесом Галлен выиграл конкурс по иллюстрированию «Калевалы», однако в конкурсе настенной росписи актового зала университета стал лишь вторым. Эдельфелту была заказана главная ча сть росписи, изображающая торжественное открытие Або академии, а денежная премия была разделена между двумя другими участниками, приглашенными на конкурс, Галленоми Ээро Ярнефельтом, с тем, чтобы они создали второстепенные части росписи. Однако Галлена это не заинтересовало.

В середине марта 1892 г. Галлены поехали на два месяца в Париж, а в июле отправились в Куусамо. В результате этой поездки появился «Пастух из Паанаярви». В этой работе уже заметен отход от реализма, равно как и очевидный контраст между великолепным пейзажем и бедным мальчиком. Беря элементы из реальности, художник вскоре начал с помощью воображения создавать образы, более подходящие для его целей. В этот период проявляются и эксперименты с новыми стилями. В работе 1893 г. «Черный дятел», выполненной гуашью, он создает новый, идеализированный национально-романтический пейзаж, в котором важную роль играют синтетическая декоративность и мотивы японской живописи. Тем не менее, «Создание Сампо», законченное в том же году, было еще реалистически выполненным полотном переходного периода.

Зимой 1893–1894 гг. Галлен увлекается идеями Ницше, и его начинают занимать спиритизм и теософия. Работы 1894 г. можно уже считать символическими. Главной является картина «Проблема». Тогда же были закончены «Мянтюкоски» и «Путешествие в Туонела». К этому периоду также относятся «Ad astra», «Сибелиус – композитор «Сказки»» и частично уничтоженная позже самим автором «Conseptio artis».

В начале 1895 г. Галлен по рекомендации Адольфа Пауля отправился в Берлин. Совместно с Эдвардом Мунком он организовал там выставку, а также делал рисунки для нового журнала «Пан». Эта поездка повлияла в первую очередь на стиль Галлена. Знакомство с немецкими увлечениями побудило его заняться графикой; навыки он получил у Йозефа Сатлера. Помимо этого, он заинтересовался течением артнуво и в Берлине создал свои первые темперные работы. Поездку прервала смерть маленькой дочери художника Марьятты в Руовеси, где он оставил свою семью в недостроенном доме «Калела».

В мае 1895 г. Галлен вместе с женой отправился в новое путешествие, на этот раз в Лондон. Они собирались купить графический станок и познакомиться с техникой живописи по стеклу. Очевидно, что поездка в Англию оказала влияние на декоративные аспекты его искусства. В течение 1895 г. строительство дома «Калела» было в основном завершено. Здание из продольно тесаных бревен стало одним из самых известных образцов национально-романтической архитектуры.

В «Калеле» художник начал работать над графикой. Первой стала ксилография «Цветок смерти». В 1895 г. он создал энергичную гравюру «Спасение Сампо», а году спустя написал темперу на ту же тему. В 1896 г. был также завершен «Портрет матери». «Мать Лемминкяйнена», «Месть Йоукахайнена» и «Братоубийство» были написаны в 1897 г. «Проклятие Куллерво» было завершено в 1899 г. Это были самые главные достижения Галлена в этот период. Тогда же он начал подписывать свои основные произведения псевдонимом Галлен-Каллела.

В конце 1897 г. Галлены отправились в Италию. Основным пунктом была Флоренция, однако, они побывали и в Помпее, где художник изучал древнюю фресковую технику. К другим увлечениям этих лет относилось течение арт нуво с его дизайном интерьеров и мебели. Он также создавал декоративную живопись по стеклу, а количество гравюр постоянно росло. Работа над финским павильоном для Парижской всемирной выставки началась в 1899 г. Галлену предстояло написать купольные фрески на темы картин «Создание Сампо», «Спасение Сампо», «Отъезд Вяйнямёйнена» и «Илмаринен пашет змеиное поле». Помимо этого, он проектировал салон Ирис для объединения «Друзей финского ремесла». Это стало крупнейшим международным достижением Галлена к тому времени. Галлену принадлежит существенная заслуга в той популярности, которую имел финский павильон.

На всемирной выставке он был награжден двумя золотыми и двумя серебряными медалями. После этой интенсивной работы Галлен на средства частного спонсора начал в 1901 г. создавать фреску «Уход Куллерво на войну» в музыкальном зале Старого студенческого дома в Хельсинки.

Выдающимся событием этого, «монументального» периода Галлена стала работа над мавзолеем Сигрида Юселиуса в Пори в 1901–1903 гг., спроектированного Йозефом Стенбеком. Темой стала победа смерти над материей. Главными сюжетами основной темы были «Весна, Здание, Осень, Разрушение, Зима» и сюжет «По реке Туонела». Над дверями был изображен «Рай» и «Космос». Сводчатый потолок и балки были расписаны видами финской флоры. Некоторые исследователи рассматривали эти фрески как кульминацию в творчестве художника. К сожалению, с годами они начали разрушаться, а в 1931 г. были уничтожены пожаром. Сын художника Йорма Галлен-Каллела воссоздал эти фрески по эскизам отца. Кроме того, сохранились большие темперные эскизы этого произведения.

Работа над гравюрами продолжалась и в период написания фресок. Самыми известными были гравюры «По реке Туонела» (1903) и «Mezzotinto» (1905). Галлен работал не жалея себя. В последующие годы он постоянно менял места отдыха и много путешествовал. Уровень творчества также менялся. В 1906 г. появились великолепные «Портреты Максима Горького». Он написал также новые картины по «Калевале». В 1905 г. было завершено «Похищение Сампо», а на следующий год – начатый десять лет назад «Отъезд Вяйнямёйнена», важный с мировоззренческой точки зрения. «Жалоба лодки» была готова в 1907 г.

Иллюстрации к повести Алексиса Киви «Семеро братьев» появились в 1908 г. Эта работа потребовала много сил и в значительной степени повлияла на восприятие финнами книги Алексиса Киви. Работа и сейчас является ценным образцом оформительского искусства, несмотря на то, что иллюстрации имеют мало общего с писательским видением мира.

Получая в 1907 г. паспорт, художник записал в нем фамилию Галлен-Каллела, которую он иногда использовал как псевдоним. Он часто употреблял также имя Аксели. Первая поездка в Венгрию состоялась в 1907 г., когда художнику была вручена большая золотая медаль на международной выставке. В следующем году он организовал в Будапеште выставку своих произведений.

Поездка с семьей в Париж в 1908 г. была связана с духовным преображением художника. Однако теперь он чувствовал себя в Париже неуютно, и новое искусство было ему непонятно. «Путешествие Вяйнямёйнена на лодке» было старым сюжетом, получившим новое прочтение в 1909 г. В мае 1909 г. семья направилась из Парижа в Африку. Они остановились в Найроби, Кения и вернулись на родину только в феврале 1911 г. Африканские работы очень неровные в художественном плане, но иногда их колорит и соединение цвета неожиданно успешны.

После пребывания в тропиках привыкание к условиям жизнина родине было еще более сложным, чем прежде. Проектирование и строительство виллы-студии в Тарваспяя занимало все время художника. В 1911–1913 гг. Галлен-Каллелу пригласили принять участие в Венецианском Биеналле, а итальянское правительство заказало его автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Во время войны картины художника оставались в Италии, пока в 1915 г. их не попросили переслать для выставки Панама-Пасифик в Сан-Франциско. Они получили первую премию и золотую медаль.

Галлен-Каллела был председателем Общества художников Финляндии с 1911 по 1915 гг. Это было беспокойное время, когда перед публикой появлялись молодые художники. Из-за своего статуса Галлен-Каллела стал предметом их ненависти, и не в его характере было отступать. В целом, произведения мастера, в особенности пейзажи, на этом этапе были уже довольно посредственными.

Весной 1918 г. по распоряжению генерала Густава Маннергейма Галлен-Каллела работал в ставке главнокомандующего, создавая эскизы флагов, знаков отличия и униформы. В марте 1919 г. Маннергейм, теперь уже регент, пригласил его стать своим первым адъютантом. Общественное признание проявилось в присвоении ему звания почетного профессора в 1919 г., а Хельсинкский университет в 1923 г. присвоил ему степень почетного доктора.

В независимой Финляндии Галлен-Каллела по-прежнему мечтал о создании иллюстраций к «Калевале». Работу поддерживало созданное в 1919 г. «Общество Калевалы». Общество считало одной из своих основных задач содействие иллюстрированию эпоса. Галлен-Каллела был заместителем председателя общества вплоть до своей смерти. В 1920 г. была достигнута договоренность с издательством ВернерСёдерстрём, что сначала будет издана «Декоративная Калевала» (Koru-Kalevala), которая должна будет стать предварительной работой и популярным изданием для последующего издания «Большой Калевалы» (Suur-Kalevala).

В 1921 г. семья Галлен-Каллела переехала в Порвоо, а в 1922 г. вышла «Декоративная Калевала». В финском оформительском искусстве это издание имеет прочную славу. Галлен-Каллела был также одним из основателей Финской художественной академии, под этим названием подразумевался руководящий совет Финского художественного общества. Он был его председателем с 1922 г. Однако художник плохо себя чувствовал в Финляндии. В декабре 1923 г. он отправился в Соединенные Штаты, а осенью 1924 г. за ним последовали жена и дочь. Они долгое время провели в Таосе в штате Нью-Мексико, где художник изучал искусство индейцев. В Чикаго он также работал над иллюстрациями к «Большой Калевале».

В мае 1926 г. семья вернулась на родину. Свое последнее крупное произведение, фреску «Калевала» на куполе вестибюля Национального музея, воспроизводящую фреску, написанную для Парижской всемирной выставки 1900 г., художник создал в 1928 г. Изменен был только один сюжет. В 1930 г. был заключен контракт с Национальным Банком на создание гигантской фрески, изображающей ярмарку в Хяме. Однако, возвращаясь после чтения лекций в Копенгагене, художник заболел пневмонией и умер в Стокгольме 7 марта 1931 г.

В 1935 г. в экспоцентре Хельсинки была устроена большая выставка в память о Галлен-Каллеле. В тот момент его творчество вызывало противоречивые оценки. Финские национальные круги видели в нем величайшего финского художника, а либералы, отдававшие предпочтение модернизму, придерживались другого мнения.
Тем не менее, статус Галлен-Каллелы сначала как реалиста, а затем как символиста, постепенно повышался. Отмечаются его многосторонность, а также его вклад в создание нового стиля. Весь тот визуальный стиль, который мы привыкли называть национально-романтическим, был творением прежде всего Галлен-Каллелы.

http://impersem.kuvat.fi/kuvat/AKSELI_GALLEN-KALLELA/

Приложение:

Аксель Вальдемар Галлен (с 1907 Аксели Галлен-Каллела), род. 26.4.1865 Пори, умер 7.3.1931 Стокгольм.
Родители: Петер Вильгельм Галлен, банковский служащий, адвокат, и Анна Матильда Валроос.
Жена: 1890–1931 Мэри Хелена Слёёр, род. 1868, умерла 1947,
родители жены: Каарло Александр (Карл Александр) Слёёр, надворный советник, и Айна Эмилия Эрстрём.
Дети: Марьятта, род. 1891, умерла 1895;
Кирсти, 1896, умерла 1980;
Йорма, род. 1898, умер 1939.