ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ И АННЫ ТАНЕЕВОЙ В ФИНЛЯНДИИ. |
|
PYHÄT KEISARILLISET MARTTYYRIT JA ANNA TANEEVA SUOMESSA MUISTOYHDISTYS RY. |
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин 15:13) |
АЛЬБОМЫ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТАНЕЕВОЙ ПОМОГИТЕ ВОССТАНОВИТЬ СВЯТЫЕ ЦАРСКИЕ МЕСТА! КОНТАКТЫ |
НАШИ ДРУЗЬЯ - MEIDÄN YSTÄVÄT |
|
АННА АЛЕКСАНДРОВНА ТАНЕЕВА (МОН. МАРИЯ) ЖЕРТВЕННОСТЬ, БЕЗКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦАРЮ И ЛЮДЯМ Память об усопших - дело чести живых. Прошло больше года, как Общество памяти святых Царственных мучеников и Анны Танеевой в Финляндии, в опубликованной статье на сайте РНЛ просило помочь восстановить место захоронения отца А.А.Танеевой (мон. Марии) и ее рода в Некрополе СПб. После 1937 от места захоронения не сохранилось никаких следов. К сожалению, финансовой помощи не получено ни с какой стороны. Являемся ли мы милостивыми? А ведь Анна Александровна, как и ее отец, жила не для себя. «Личные деньги Государя находились у моего отца, в канцелярии Его Величества. Отец мой принял 400`000 тысяч и увеличил капитал до 4 миллионов и ушел во время революции без одной копейки. Он и мы, его дети, гордились тем, что, прослужив более 20 лет, он не только не получал денежного вознаграждения, но и дачу летом нанимал на свои личные средства, тогда как всем своим подчиненным выхлопатывал субсидии. Тысячи неимущих получали помощь из этих личных средств Государя. Отец мой был очень опечален, когда Государь на докладе о состоянии сумм не обращал внимания на увеличение своего капитала. Отец постоянно получал записки от Государя с распоряжением «выдать такому-то» столько-то денег. Его расстраивало, когда приходилось выдавать прокутившимся офицерам или Великим Князьям большие суммы денег. Часто Великие Князья и Княгини писали отцу, прося выхлопотать награды каким-нибудь «prot`eg`es», и это чрезвычайно его волновало, так все эти награды требовались вне закона и отец соблюдал интересы Государя. Государь рассказывал, как однажды во время прогулки в Петергофе офицер охраны кинулся перед ним на колени, говоря, что застрелится, если Его Величество не поможет ему. Государь возмутился этим поступком, но все же заплатил его долги»[1]. В памяти людей осталась открытость Анны Александровны, ее любовь к Богу и людям, сострадание, отзывчивость на чужую беду, жертвенное служение ближним по образу Самого Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28). Характерной чертой ее являлись безкорыстие, жертвенность, милосердие. Находясь при Государыне, она из года в год получала письма, в которых люди просили ее о помощи. Она никому не могла отказать. Анна Александровна, несмотря на порой суровую жизнь, когда совершенно не было средств к существованию, терпя клевету, презрение, отчуждение, болезни, по свидетельству очевидцев, всегда могла простить, никого никогда не винила, не оправдывалась, не жаловалась. Молча, кротко и смиренно несла все тяготы жизни, полностью полагаясь на Всемилостивого Господа. Широко известна жертвенность Анны Александровны. «Я так никогда и не получила той годовой 4000-рублевой зарплаты, так как была вначале почетной фрейлиной, а позже стала подругой Государыни. …Была возле Государыни ее неофициальной фрейлиной и ее подругой. Государыня как-то сказала, что счастлива тем, что у нее есть человек, который служит ей ради нее самой, а не ради хорошей зарплаты. <…> Ее Величество была очень бережлива. Я лично никаких денег от Государыни не получала и часто бывала в тяжелом положении. Я получала от родителей 400 рублей в месяц. За дачу платили 2 000 рублей в год. Я должна была платить жалование прислуге и одеваться так, как надо было при Дворе, так что у меня никогда не бывало денег. Свитские фрейлины Ее Величества получали 4 тысячи в год на всем готовом. Помню, как брат Государыни, Великий Герцог Гессенский говорил Государыне, чтобы мне дали официальное место при Дворе: тогда де разговоры умолкнут и мне будет легче. Но Государыня отказала, говоря: «Неужели Императрица Всероссийская не имеет права иметь друга! Ведь у Императрицы-Матери был друг — княгиня А. А. Оболенская, и Императрица Мария Александровна дружила с г-жой Мальцевой». Впоследствии министр Двора граф Фредерикс говорил много раз с Ее Величеством о моем тяжелом денежном положении. Сперва Императрица стала мне дарить платья и материи к праздникам; наконец, как-то позвав меня, она сказала, что хочет переговорить со мной о денежном вопросе. Она спросила, сколько я трачу в месяц, но точной цифры я сказать не могла; тогда, взяв карандаш и бумагу, она стала со мной высчитывать: жалованье, кухня, керосин и т. д. Вышло 270 рублей в месяц. Ее Величество написала графу Фредериксу, чтобы ей посылали из Министерства Двора эту сумму, которую и передавала мне каждое первое число. После революции во время обыска нашли эти конверты с надписью «270 рублей» и наличными 25 рублей. После всех толков, как были поражены члены Следственной Комиссии! Искали во всех банках и ничего не нашли! Ее Величество последние годы платила 2 тысячи за мою дачу». Оставшись инвалидом после железнодорожной катастрофы в 1915 году, когда ее извлекли почти безжизненную из обломков вагона, она передвигалась медленно, с помощью прочной палки или на костылях. «Единственные деньги, которые я имела, были те 100 000 рублей, которые я получила за увечье от железной дороги. На них я соорудила лазарет. Все думали, что я богата, и каких слез стоило мне отказывать в просьбе о денежной помощи — никто не верил, что у меня ничего нет». Построенный на ее средства Серафимовский лазарет-убежище с походной церковью был национализирован. Раздача подарков раненым Серафимовского лазарета. Лето 1916 г. Справа А.А. Танеева Во время революции Анна Александровна осталась без жилья и денег. Подарки, в том числе и на свадьбу от Государыни, а также средства родителей были израсходованы во время ее тюремных заключений. «…Они выманивали у мужа и у меня по 4 тысячи рублей и более, говоря, что за это передадут еду дочери, или что могут хлопотать об ее освобождении, или предотвратить бунты караула; но все это было обманом. Один из них пришел вооруженный, обещался передать образок и письмо, но ничего не передал; деньги они пропивали и напаивали солдат, часто стимулируя бунты, чтобы тащить еще больше денег якобы для облегчения судьбы бедной дочери. … Приходилось мне вносить им огромные суммы денег, и получала самые дерзкие и неутешительные ответы», — пишет мать Анны Александровны, Надежда Илларионовна. Большие средства были израсходованы на ее с матерью существование в период голода, беспорядков гражданской войны, когда не хватало продовольствия и за все надо было платить сверх цены. Имущество отца, оставшееся на даче в Терийоках — композиторские труды, ноты, книги, драгоценности — помогло лишь на некоторое время. «В конце лета 1918 года жизнь в России приняла хаотический характер: несмотря на то, что лавки были закрыты, можно было покупать кое-какую провизию на рынках. Цены были уже тогда непомерно высокие. Фунт хлеба стоил несколько сот рублей, и масло несколько тысяч. … Сестра милосердия, которую я знала с 1905 года, которая служила у меня в лазарете и после моих заключений поселилась со мной и моей матерью, украла все мои оставшиеся золотые вещи»[2]. «Слишком большое страдание… верю, что каждый вздох слышит Бог; но так ужасно нестерпимо выносить зло, когда сама старалась всю жизнь делать добро. … Да я уже все положила на волю Божию, стараюсь ничего не ожидать. Бог сильнее и справедливее людей, и мне кажется, что многие забывают [это][3] — изливает свою боль Анна Александровна в письме из тюрьмы к отцу. «Вспоминаю тяжелый день, когда у меня осталось в кармане всего 5 копеек; я сидела в Таврическом саду на скамейке и плакала. Когда вернулась домой, моя мать, которая все лето лежала больная в постели, сказала мне, что только что был один знакомый и принес нам 20 тысяч рублей, узнав о нашей бедности. После этого он исчез, и мы никогда не узнали, что с ним стало. Благодаря его помощи мне удалось послать царской семье необходимые вещи и одежду. Большевики закрыли мой лазарет, но мне приходилось платить жалование конторщику, старшей сестре и т. д., а также оставался инвентарь, хотя большую часть раскрали служащие; осталась корова и две лошади». С. В. Марков, служивший корнетом Крымского Конного Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка, пишет в своих воспоминаниях: «Материальное положение А. Вырубовой крайне плохо, но она жертвует своим последним для Императорской Семьи». Наиболее реальную помощь, не в смысле облегчения жизни Их Величеств, путем присылки необходимых вещей и облегчения безконтрольного сообщения с внешним миром, оказала Их Величествам А. Вырубова. Связь между Тобольском и Петербургом она поддерживала как через Соловьева лично, так еще через несколько других лиц. Кроме меня она снабжает деньгами на дорогу еще двух человек Марковской организации. <…> Я передал ей полученную мною от Государыни открытку, и мне искренно, до глубины души жаль и тяжело было видеть муки этой несчастной женщины. Что могла сделать для Их Величеств эта больная страдалица, с трудом передвигавшаяся на костылях, без всяких средств и имевшая так мало друзей! <…> Я только мог преклониться перед ней, с таким христианским смирением и так безропотно несшей тяжкий крест, возложенный на нее Господом Богом, и в своем горе ни на минуту не забывавшей о тобольских Узниках, помогавшей Им последними деньгами и вещами и своими письмами ободряя Их в Их одиночестве». При этом С. Марков отмечает «твердокаменное равнодушие к судьбе Их Величеств со стороны бывших придворных кругов»[4]. Никакие тяжкие жизненные испытания во время злонамеренной клеветы и жестокой травли престола и ее самой не смогли поколебать в ней верность и горячую любовь к Богу и Царю. В этом ей помогал, давал силы терпеть и все переносить образ ее любимой Государыни. «“Укоряемы — благословляйте, гонимы — терпите, хулимы — утешайтесь, злословимы — радуйтесь” (слова о. Серафима). Вот наш путь с тобой. Претерпевший до конца спасется», — писала ей Государыня из Тобольска 20 марта 1918. Вот как пишет князь Николай Давыдович Жевахов об Анне Александровне в своих воспоминаниях: «Общие страдания, общая вера в Бога, общая любовь к страждущим создали почву для тех дружеских отношений, какие возникли между Императрицею и А.А. Вырубовой. Жизнь А.А. Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию ее глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А.А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни… И когда Императрица ознакомилась с духовным обликом А.А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужествам она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей, когда увидела ее одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между нею и А.А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем большей, чем больше А.А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не веровавшей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своею чрезвычайною искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чем не подозревающая умысла, считая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А.А. Вырубова, подобно Императрице, делила свое время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далекая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей». Государыня Александра Федоровна пишет Анне в письме от 10 декабря 1917 из Тобольска по-английски: «…А я, дитя мое, я горжусь тобой. Да, трудный урок, тяжелая школа страданья, но ты прекрасно прошла через экзамен. Благодарим тебя за все, что ты за нас говорила, за то, как защищала нас и столько за нас и за Россию перенесла и перестрадала. Господь один, может, воздаст. Наши души еще ближе теперь, я чувствую твою близость, когда мы читаем Библию, Иисуса Сираха и т.д. … Благодарю за всю твою любовь; как хотела бы быть вместе, но Бог лучше знает». Анна Александровна от всего сердца любила Царскую Россию, в которой она родилась и провела лучшие годы своей жизни. Она жила воспоминаниями о ней, о людях. Ведь многие добрые люди не оставили ее и ее мать во время ужасных революционных событий; рискуя жизнью, они приносили им хлеб, продукты и деньги. «…Имена их Ты веси, Господи! Как могу я отблагодарить всех тех бедных и скромных людей, которые, голодая сами, отдавали нам последнее? Если порок привился к русскому народу, то все же нигде в мире нет того безгранично доброго сердца и отсутствия эгоизма, как у русского человека», — пишет Анна Александровна в своих воспоминаниях. Похоронена А,А, Танеева (мон. Мария) на Ильинском кладбище г. Хельсинки сектор 27. Ее могила стала все более посещаемой. Зарегистрированы случаи благодатной помощи и исцелений. Хотелось бы вновь надеяться, что будут найдены в России средства для восстановления памятника ее отцу, деду, прадеду преданно служившим Государям и святой Руси. Милостыня – одна из основных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милостыни зависит, будем ли мы, грешные, помилованы Богом. В понятие милостыни входят не только материальные вещи, но и чувства, настроение, расположение, с которыми человек подает милостыню. Когда речь идет о размере милостыни, уместно вспомнить Евангельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокровищницы, куда собирались пожертвования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие суммы денег. Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк 12. 43-44). В основе и материальной, и духовной милостыни должны лежать любовь и сострадание к человеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не думая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим. Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждающимся людям. [1] Страницы моей жизни, гл. V [2] Анна Вырубова. Воспоминания. М.: Захаров, 2009. С. 189. [3] Анна Вырубова. Воспоминания. М.: Захаров, 2009. С. 189, 196. [4] С.В. Марков «Покинутая Царская семья», Вена, 1928 г., стр.166, 198. ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ ОТЦА А.А.ТАНЕЕВОЙ (МОН. МАРИИ) Людмила Хухтиниеми. Председатель Общества памяти святых Царственных мучеников и Анны Танеевой в Финляндии RY impersem.anna@pp.inet.fi Tel. +358 (0)19 643 049 29.04.2015. |