ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ И АННЫ ТАНЕЕВОЙ В ФИНЛЯНДИИ RY.
Tsaariperhe

TSAARI NIKOLAI II ja ALEKSANDRA
ЦАРЬ ‒ ЭТО СИМВОЛ РОССИИ, РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА!






КОНТАКТЫ
PYHÄT KEISARILLISET MARTTYYRIT JA ANNA TANEEVA SUOMESSA MUISTOYHDISTYS RY.
Anna_ja_perhe




ПИСЬМА ВАЛААМСКОГО СТАРЦА СХИИГУМЕНА ИОАННА (АЛЕКСЕЕВА) МОНАХИНЕ МАРИИ (АННЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ ТАНЕЕВОЙ)




Arkistokuva RIISA

14.09.1943.

Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Письмо и фотографию я получил своевременно. На Вашу просьбу приехать к Вам — едва ли соберусь, теперь у нас очень много работ хозяйственных. Я тоже хожу на работы, когда не служу. Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись. Надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри Вас Господи, и меня не забывайте в своих святых молитвах. У святого отца Исаака, да, язык труден, но еще труднее для нас его содержание, ибо глубок колодец, а у нас коротка веревочка, и мы не можем достать его глубокой, чудной спасительной воды. Епископ Феофан даже составил молитву святому Исааку, чтобы он помог нам понимать его спасительное учение. Вообще святые отцы со своего опыта, от чувств писали, и понимается их учение теми людьми, которые работают над своим сердцем. Испрашивая на Вас Божие благословение, с любовью во Христе.

Схиигумен Иоанн.

+ + +


Arkistokuva RIISA

[1948]

Христос посреди нас!

Боголюбивейшая м. Мария!

Сердечно, от души благодарю за поздравление с настоятельским крестом. В данное время настоятельство именно крест, да тяжелый. Я сам не стремился и не желал настоятельства, верю, что Бог дал мне этот крест и по Своему милосердию поможет мне благополучно нести его. И Вас прошу помогать мне Вашими святыми молитвами. Желаю Вам всякого благополучия и не смущаться обуреваемых страхов. Расположись на волю Божию. Надо верить, что птица не попадет в клетку без Божией воли, а тем более промыслит о человеке, стремящемся угождать Ему. Глубоко пишет преподобный Симеон Новый Богослов. И «О спасении» Патриарха Сергия тоже высокая книга — светоч науки духовной. Умудряйся, собирай духовные цветы, подобно пчелке. Умудри Господи. Призываю на Вас Божие благословение. С любовью во Христе, Ваш недостойный сомолитвенник.

Многогрешный схиигумен Иоанн.

+ + +

19.02.1948.

Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Ваше письмо от первого февраля я получил своевременно. Поздравляю Вас с принятием Святых Христовых Тайн. Исповедью отца Владимира получила смущение... Что делать, потерпи, не унывай. Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов. А ведь инок отличается отмирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т.е. жить по заповедям. Заповеди Господни общие для всех. Монахи удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более [всего надо] обратить весь труд на внутреннее делание. Святой апостол Павел говорит: «Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1 Тим. 4, 8). У святых отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. «Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших». Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показ-ность. Спрашиваете, как Вам поститься? Слово о посте очень протяженное, но я напишу кратко. Конечно, мы должны исполнять послушание Церкви, что она заповедала исполнять в точности, а что по немощи не исполним, — надо укорить себя и каяться. Святой Диадох пишет: «Пост, как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не перед Богом». Святая Церковь воспевает на первой неделе Великого поста в понедельник на вечерне: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглагола-ния, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Ученый муж, величайший аскет преподобный Кассиан пишет так: «Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину, ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением (см.: 1 Тим. 4, 4); ибо кто что считает скверным, тому то и скверно (см.: Рим. 14, 14). Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется или последует за оным нечто предосудительное». Относительно богатых людей, которые не хотят платить Вам долги, умудряйся сама и с Божией помощью решай на основании Святого Писания. Умудри Вас Господи. Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у Вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь. Еще пишете, читала о снах у святых отцов: «Если повторяется, то это правильный сон». Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более» (Ответ четыреста пят-надцатыи; .Посылаю выписки о сновидениях. О виденном во сне кресте, пугаться не надо, ждать каких-либо скорбей. Верь, что без Божией воли ничего с нами не может быть. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх телесный есть крест Ваш, и помоги Вам Господи нести его благодушно. Хорошо, что уклонилась от осуждения, все она, бедная, горюет, помоги ей Господи. Когда она придет, не обижай ее и не противоречь ей, потерпи, старайся все забыть, и другим передавать ее разговоры не надо. Все это хорошо: вычитывание акафистов и шестисот Иисусовых молитв, только чтобы было не на ветер, а внимательно. Хорошо, что сознаешь свое внутреннее греховное увлечение [нерасположенность] к В. и ее родным. С Божией помощью старайтесь искоренить, помоги Господи. У Вас уже пост начался, поздравляю со Светлою Четыреде-сятницею, помоги Господи провести оную в христианском благочестии.Призываю на Вас Божие благословение, с любовью во Христе Ваш недостойный сомолитвенник схиигумен Иоанн. Ваши два письма и деньги я получил своевременно. Письма доходят исправно, никто не прочитывает. [...] У Вас все страхи и болезни продолжаются, что делать, приходится терпеть и молиться. У Вас еще есть заботы и попечение о других — это лишнее, имейте заботу только о себе и довлеет с Вас. Старайся расположиться на волю Божию, умудри Вас Господи. Прости за краткость письма. Накопилось много писем, надо отвечать, а писака-то ведь я аховый, вот и затирает мое убожество.

Призываю на Вас Божие благословение, с любовью во Христе недостойный Ваш сомолитвенник схиигумен Иоанн.
+ + +


Arkistokuva RIISA

19.02.1950.

Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Прошу простить меня, грешного, за мое молчание, хоть и не пишу Вам, но в своих молитвах всегда Вас с Верой поминаю. Помоги Вам, Господи, жизнь свою проводить в мире и согласии, по святому апостолу: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов [Гал. 6, 2]. Вместе жить и чтобы был мир душевный, требуется терпение и смирение, а как у нас нет этих добродетелей, и думается нам: всё другие виноваты, а не мы. Однако надо стараться, чтобы хоть долго не сердиться, иначе молитва в толк не пойдет. Указано Вами на триста семидесятой странице пятого тома «Добротолюбия»52, кажется, ясно сказано, только надо внимательно прочесть, другими словами можно сказать: ум заключает в слова молитвы и если иной раз что-нибудь похитит ум, не надо замедлять, но постараться отгонять прочь. А чтобы внимания не держать в голове, Вам уже известно опытом. Да будет Вам известно, что святые отцы писали не рассудком, но чувством, ибо сами прожили, то и писанию предали, и их писание познается жизнью. А как у нас веревочка нашей жизни коротка, вот мы и не можем достать живительной духовной водицы их глубокого источника. Надо пользоваться писанием так: что понятно для нашего ума — прилагать в сердечную сокровищницу, а непонятное пропускать. Вот и пост Великий наступил, поздравляю Вас со Святой Четыредесятницей, помоги Господи провести оную в христианском благочестии и достигнуть Светлого Христова Воскресения. Господь Своею милостью да поможет Вам в делах Ваших, храни Вас Господи.

Ваш доброжелатель и сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн.

+ + +

31.07.1950.


Понедельник

Христос посреди нас!

Боголюбивейшая м. Мария!

Письмо Ваше я получил и порадовался, что устроились хорошо, так и побывал бы у Вас, посмотрел и побеседовал о едином на потребу и Инну пригласили бы с Сережей. Когда она будет у Вас, передайте ей мой сердечный привет! Я тоже побаливаю, сердце все не поправляется — перебои продолжаются, но я привык к ним и не обращаю внимания на них. Лекарство не принимаю, все равно оно не поможет, ибо свечечка жизни моей догорает. Благодарю Бога, что Он по Своей благости продлил мою жизнь до таких годов. «Слава Богу за все» — повторяю слова святого Златоуста. О войне — будет ли она скоро? Ничего не могу сказать, ибо Божий Промысл непостижим нам, грешным. А судя по-человечески, скоро не должна быть, потому что не подготовлены к ней. Лучше всего расположиться на волю Божию, буди воля Твоя, Господи, во всем. Надо читать больше Священное Евангелие и Псалтирь, ибо от этого чтения и размышления о премудрости и благости Всевышнего будет мир душевный, а от чтения газет — малодушие и смущение.Призываю на Вас Божие благословение, храни Вас Господи. Ваш доброжелатель и сомолитвенник.

Архигрешный схиигумен Иоанн.
+ + +

27.09.1950.


Новый Валаам

Боголюбивейшая м. Мария!

Письмо Ваше я получил, и молебен отслужили. Пишешь, что умирать не хочешь и боишься смерти. Да, смерть — тайна великая, и все человечество страшится ее. Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее от преслуша-ния, говорит Лествичник. Кутузов Сергей приезжал на Валаам помолиться, все службы выстаивал, исповедался, причастился Святых Христовых Тайн. Он верующий и религиозный, очень остался доволен Валаамом. Я соборовал Комаровых по их просьбе, они сказали, что «мы больные», и мы просящим помолиться о них не отказываемся сотворить молитву, по совету святого апостола Иакова [5,14—15]. Хоть и не так больные, чтобы лежать на одре, все же больные, ибо болезни разные, и о таких больных помолиться, я полагаю, нет греха, и совесть спокойна. Я слышал, что в Опти-ной пустыне богопросвещенные старцы подобных соборовали. Все ли в приходах совершается и исполняется в точности: по Требнику, по Служебнику, по Типикону и по канонам? Однако на это смотрят как-то очень свободно, а соборовать больных, не на одре лежащих, считают большим грехом. По Божией милости мое здоровье лучше, хожу картошку копать и не особенно устаю. Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, а впредь что нас ждет, вполне располагаемся на волю Божию. Господи! Буди воля Твоя во всем, имиже веси судьбами спаси нас, грешных.

Испрашивая на Вас Божие благословение, с любовью о Христе твой сомолитвенник архигрешный схиигумен Иоанн.

+ + +

18.11.1950.


Христос посреди нас!

Боголюбивейшая м. Мария!

Как Вы там поживаете и как Господь хранит? Наверно, у Вас тревоги и страхи. Помоги, Господи, все это благодушно терпеть. Поздравляю Вас с Таинством Елеосвящения. Помолились и просили Господа о выздоровлении души и тела и о прощении грехов. Прочел я в «Новой Скрижали», там сказано: «Хотя в уставах наших и не говорится о соборовании здоровых, но в древнее время были примеры, и над здоровыми совершали Таинство Елеосвящения, читали те же молитвы». Сергей Кутузов, который был у нас летом, прислал большую посылку — тридцать кило — на семь человек. А теперь, сообщила нам его дочь, отошел к праотцам, скончался скоропостижно. Он точно предчувствовал свою близкую кончину, записал себя на вечное поминовение. Мы пока живем благополучно, монастырская наша жизнь помаленьку еще теплится. Отец игумен лежит в Куопио в больнице, удачно оперировался, через полторы недели выйдет. Бог благословит на работу; рисование — данный Богом талант не закапывай. Святые отцы плели кошницы (корзинки), а у Вас другое рукоделие. Господь Своею милостью да поможет Вам, только не унывай и не малодушествуй.

Ваш доброжелатель и сомолитвенник схиигумен Иоанн.

+ + +

02.01.1952.


Новый Валаам.

Заступница усердная, Матерь Господа Вышняго...

Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Сердечно, от души благодарю за поздравление к празднику и за утешение к нему. По Божией милости я живу и покряхтываю под бременем Адамова наследия. Впрочем, не один я, но все человечество кряхтит, у кого что: у одного — болезни, у иного — скорби. Впрочем, все же надо осознать и убедить себя, что наша жизнь в сей юдоли плачевной [см.: Пс. 83, 7] не что иное, как путь к вечности и приготовление к ней. Я чувствую, что уже близок к переходу в вечность. Звонки звонят самосильно: рука болит, так что с трудом пишу это письмо, ноги тоже болят. Доктор сказал — все это от сердца, да ведь время и болезням быть, живу уже по отсрочке. Святой пророк Давид сказал Духом Святым, что человеку жизни на земле семьдесят лет [см.: Пс. 89, 10], а мне, если доживу до февраля, будет семьдесят девять. Благодарю Господа, что до таких годов дожил. Частенько вспоминаю Вас, и радушный прием, и хорошее угощение, всегда было мне приятно побывать у Вас. Теперь уже не думаю, что придется быть у Вас. Впрочем, располагаюсь на волю Божию: как Ему угодно, так и будет, я глубоко верую в Бога и в Его святой Промысл. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя [Пс. 32, 22]. Передай привет В. Старайтесь жить в мире и согласии: друг друга тяготы носите [Гал. 6, 2]. Умудри Вас Господи.

Испрашиваю на Вас Божие благословение,
Ваш доброжелатель и сомолитвенник архигрешный схиигумен Иоанн.

+ + +

10.10.1954.


Новый Валаам
Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Ваши два письма я получил своевременно. Арх. Мелетия поминаем о упокоении его души. Я живу и покряхтываю. От худого сердца ноги пухнут. Все же служу, готовлюсь служить седмицу, моя очередь через две недели. Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи. Жизнь моя прошла, приблизился к переходу в другой, лучший, мир, где нет печали и воздыхания. Однако страшновато умирать, ведь дело-то небывалое, как будет душа с телом разлучаться, — тайна великая. Боязнь смерти у всех есть, говорит Лествичник (Слово шестое, глава третья)53. Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, все же остарело наше братство; с Божией помощью летние полевые работы кончили благополучно. Хоть и холодливое лето было, все же хорошо справились с делами, даже лучше крестьян; впрочем, хоть и остарели иноки, но привычны к трудам. Не придется мне с Вами больше посидеть у стола за чаепитием и поговорить о едином на потребу. Все же надеюсь, что увидимся в будущей жизни. Вы стремитесь исполнить евангельские заповеди — я тоже стремлюсь, и в немощах как человецы сознаем и каемся, и Господь по Своему милосердию удостоит свидания в будущей жизни. Когда диавол нанесет мыслей отчаянных, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, зело нападает на стремящихся к духовной жизни. Святые Божий люди испытывали такие ужасы, даже не пожелали предать писанию. Впрочем, его злая воля ограничена, насколько Господь попустит ему, настолько и искушает нас, влагая разные мысли, но наше самовластие может принять, может и не принять их, конечно, с Божией помощью. Храни Вас Господь.

Пребываю Ваш сомолитвенник схиигумен Иоанн.

+ + +

[Без даты]


Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Ваше почтенное и содержательное письмецо я получил своевременно, прочел с любовью и порадовался, что есть у вас желание и стремление проходить подвиг духовной внутренней молитвы, что в данное время это молитвенное делание редкость даже и в монастырях, ибо молитва — самая высшая добродетель, но и требует большого труда и усердия. Преподобный Агафон пишет: «Молитва требует борьбы до самого последнего часа смерти». На Валааме, когда я был у Вас в гостинице, говорил Вам о внутренней жизни, даже просидел и вечерню — вероятно, Вы помните. О молитве говорить удобнее лично, а писать затруднительно и неудобно, ибо я не знаю Ваше духовное устроение. Однако, по просьбе Вашей, за послушание, забыв свою духовную немощь и несовершенство, пишу вкратце. Епископа Игнатия Брянчани-нова (известного подвижника) спросили: «Как вы молитесь?» — он ответил: «Я стараюсь преобучаться единственно к первому способу, как необходимому для внимания. Внимание — душа молитвы; стараюсь даже устранять все прочее, чтобы делание было вполне предоставлено воле Божией». Для себя я держусь, когда держу единственно заключения ума в слова молитвы: все прочее является, когда является само собой. Как видно, у него уже есть большой навык в молитве, а тебе я советую: сперва определи несколько раз повторять Иисусову молитву по четкам. Ум заключай в слова молитвы и из головы направляй в верхнюю часть груди. Воображений никаких не делай, к видениям, откровениям и восторгам не стремись. Держи себя в глубоком смирении, припоминай свои прежние грехи, и непостоянство сей временной жизни, и вечную будущую жизнь. Почитывай Святое Евангелие, Апостольские послания и псалмы, и мировые перевороты пусть минуют Вас. Умудри Вас Господи. Прошу святых молитв Ваших.

Пребываю с любовью во Христе, грешный схиигумен Иоанн.

Источник: http://shiigumen.ru/