ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ И АННЫ ТАНЕЕВОЙ В ФИНЛЯНДИИ RY.
Tsaariperhe

TSAARI NIKOLAI II ja ALEKSANDRA
ЦАРЬ ‒ ЭТО СИМВОЛ РОССИИ, РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА!






КОНТАКТЫ
PYHÄT KEISARILLISET MARTTYYRIT JA ANNA TANEEVA SUOMESSA MUISTOYHDISTYS RY.
Anna_ja_perhe




РУССКИЙ ОФИЦЕР ЗАПЕЧАТЛЕЛ НА ФОТО ХЕЛЬСИНКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА – “ДАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО СЕБЕ И НЕ ВРЕДИТЬ ДРУГИМ"


Дети и собака празднуют Первое мая на рыночной площади Кауппатори. Автор: И. Тимирязев. Фото: Городской музей Хельсинки

Иван Тимирязев служил адъютантом финляндских генерал-губернаторов на протяжении 27 лет. В свободное время он фотографировал жителей финской столицы. Эти снимки сейчас украшают страницы учебников истории. Большое собрание фотографий хранится в Городском музее Хельсинки. Этой осенью память фотографа-любителя увековечили в книге “Иван Тимирязев – фотограф из Хельсинки”.


Иван Тимирязев фотографирует в парке Кайсаниеми. Обложка книги. Фото: PARVS

Офицер кавалерии Иван Тимирязев (1860–1927) прибыл в Финляндию зимой 1890 года в качестве адъютанта генерал-губернатора графа Федора Гейдена. Многие российские чиновники рассматривали Финляндию в качестве места дислокации как своего рода наказание, настолько далеким и захолустным местом казалось Великое княжество. Однако Тимирязеву Хельсинки пришелся по душе, и когда он в 1917 году вышел на пенсию, то решил остаться жить в Финляндии до конца своих дней.

Генерал-губернаторы сменяли друг друга, Тимирязев неизменно оставался на должности. Его уважали за владение несколькими языками и знание местных обычаев.

– Он явно был человеком, который любил свою работу, умел приспособиться к меняющимся политическим обстоятельствам и ладил с разными людьми, – отмечают авторы книги о Иване Тимирязеве Ииса Аалтонен и Элина Маанииттю.


Рыбак вблизи парка Кайвопуйсто. Автор: И. Тимирязев. Фото: Городской музей Хельсинки

Меры по русификации Финляндии рубежа XIX и XX веков в сочетании с чрезмерным применением силы против мирных демонстрантов сильно отразились на том, как представителей российских властей воспринимали обычные финны, особенно среди интеллигенции.

Дипломатические навыки Тимирязева хорошо иллюстрирует случай, когда русский офицер спас жизнь финского студента. Подвыпивший юноша поджидал генерал-губернатора Николая Бобрикова у входа в официальную резиденцию “Смольна”.

Когда Бобриков садился в карету, студент крикнул: "А вот и сам главный черт". Генерал-губернатор попросил своего адъютанта перевести слова студента. "Он желает Божьего благословения вашему превосходительству", – ни на минуту не задумавшись, ответил Тимирязев. Довольный Бобриков поприветствовал студента и уехал.


Благодаря своей должности Тимирязев мог снимать такие события и места, которые не были доступны для других фотографов. На фотографии генерал-губернатор Зейн на вокзале по прибытии из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Фото: Городской музей Хельсинки

С фотоаппаратом наперевес


Дети в парке Катаянокка с няней или горничной в 1910-х годах. Автор: И. Тимирязев. Фото: Городской музей Хельсинки

Уважали Тимирязева и в финском обществе, несмотря на то, что он представлял российскую власть, не пользовавшуюся популярностью. Из книги становится очевидно, что он действовал дипломатично и уравновешенно в разных конфликтных ситуациях. Жизненным принципом Тимирязева был девиз: "Давайте делать добро себе и не вредить другим".

Высокого и смуглого адъютанта в военном мундире можно было частенько встретить на улицах города. Вооруженный фотоаппаратом Тимирязев непременно появлялся там, где что-то происходило. В Столичном клубе фотографов-любителей AFK Тимирязев состоял с 1900 года. Учился он у знаменитого фотографа Даниэля Нюблина и затем участвовал в многочисленных фотоконкурсах и выставках, получал грамоты и награды.

– В русском журнале о фотографии мы нашли упоминание о его отношении к своей карьере фотографа. Он считал, что до 1907 года просто беспорядочно нажимал на кнопки, и только после этого начал действительно фотографировать, – говорит Ииса Аалтонен.


Семья портного Салминена отдыхает в Сеурасаари. Фотограф: Тимирязев. Фото: Городской музей Хельсинки

Если главный городской фотограф того времени Сигне Брандер снимала, согласно полученному госзаказу, архитектуру и меняющийся облик столицы, то Тимирязева интересовали люди и мимолетные мгновения: трудящиеся рабочие, играющие на улице дети. Он сам выбирал объекты съемок, поскольку его доход не зависел от работы фотографом.

– Он мог близко подойти к людям, которых снимал, будь то маленькие дети или взрослые горожане из любого социального класса. Он также довольно много фотографировал животных. Он производит впечатление человека, который легко налаживал доверительные отношения с объектами съемки. Во многих фотографиях видны непосредственность, спонтанность и порой чувство юмора, – поясняет Аалтонен.

– В его фотографиях зафиксированы действительно знаковые образы, которые ассоциируются с определенными периодами. Их используют в учебниках истории. Многим эти картинки знакомы, а человек, который за ними стоит, – нет, – отмечает Маанииттю.


Работы И. Тимирязева печатают в учебниках истории. На этой фотографии – Хельсинки в годы Первой мировой войны. Фото: Городской музей Хельсинки

Тимирязев сотрудничал и с газетами, особенно после выхода на пенсию. Его работы публиковали такие престижные издания как Veckans Krönika и Suomen Kuvalehti.

Земляк или чужак


Фотография для рекламного плаката. Автор: И. Тимирязев. Фото: Городской музей Хельсинки

В публикациях о Тимирязеве обычно подчеркивается его иностранное происхождение. Авторы новой книги хотят повлиять на такое отношение, поскольку, согласно архивным материалам, современники считали его скорее земляком.

– Начиная с 60-х годов стали появляться различные упоминания о нем, как правило, с сильным акцентом на его чужеродности. Это не обязательно делалось сознательно. Скорее, Хельсинки царской эпохи, где проживало много людей разных национальностей и религий, остался в далеком прошлом. Авторам статей было сложно представить, что такой человек не был чужаком в Хельсинки, – поясняет Элина Маанииттю.

В 1915 году Тимирязев отпраздновал 25-летие карьеры адъютанта. Пресса также не обошла событие стороной. Сатирическая газета Fyren по этому случаю выпустила объемную статью, в которой сообщалось, что "за 25 лет в Финляндии, ‘Тимири’ износил 7 генерал-губернаторов, выиграл 700 наград в фотоконкурсах, разделался с 700000 фотопластинок и фотопленок и обаял примерно столько же сердец".


Тимирязев с удовольствием экспериментировал и делал художественные фотографии. На этом фото кубики льда, привезенные для нужд ресторана Kaisaniemi. Фото: Городской музей Хельсинки

За свою жизнь Тимирязев сделал несколько тысяч фотографий. В собрании Городского музея Хельсинки их около 600, часть коллекции выложена в свободный доступ. Первую партию фотографий Тимирязев продал музею в 1921 году. В год выхода книги “Иван Тимирязев – фотограф из Хельсинки” исполняется 100 лет со дня включения его работ в коллекцию Городского музея.

Anna Mattila Yle

Источники:

Iisa Aaltonen, Elina Maaniitty: Ivan Timiriasew – Helsinkiläinen valokuvaaja, 2021.

7.11.2021