pitsinauhapysty1.png

 

МОЕ ЗНАКОМСТВО С ОТЦОМ ВИТАЛИЕМ (СИДОРЕНКО)

Ко дню памяти схиархимандрита Виталия (Сидоренко, 1928-1992)

 

Людмила Хухтиниеми

 

IMG_43902.jpg

 

С отцом Виталием познакомилась будучи на его могилке, в Грузии. Шла к нему с угрызением совести, что ничего о его жизненном пути, его духовных подвигах не знаю. Успокаивала себя тем, что поминаю его регулярно. Его имя записала в синодик в 2002 году, после посещения с мужем мужского монастыря г. Задонска. В монастыре в то время был послушник Герман.

Он нас по благословению, на ”монашеской” машине, как он сам выразился, старом-престаром ”Москвиче”, который он чудом поддерживал, возил на святой источник. ”Москвич” был действительно ”монашеский” - зимой без боковых стекал, без обогрева, ветер дул со скоростью.

При знакомстве брат Герман дал мне карамель, сказав при этом, что она чудодейственная и, что она от отца Виталия. Оказалось, что епископ Никон (в настоящее время митрополит) духовное чадо о. Виталия. Он ежегодно в день кончины схиархимандрита Виталия, 1 декабря, совершает панихиду, конфеты с которой творят чудеса. Хотела бы сказать несколько слов об удивительно смиреннейшем, владыке Никоне. Увидела его впервые во время службы, скромно стоящего и молящегося у входных дверей храма, ничем не выделяющимся от остальных. В другой раз он стоял по окончании Литургии с Крестом, громко вместе со всем храмом пел ”Ксения блаженная…”, не забывая в то же время обращать внимания на каждого подходящего.

С конфеткой все как-то бы и забылось, если бы не вновь встреча с о. Виталием. Уезжая из монастыря, владыка Никон подарил мне грешной на молитвенную память книгу ”О жизни схиархимандрита Виталия” - воспоминания духовных чад, письма, поучения. В книге, перед предисловием, собственноручно написанные Католикосом-Патриархом Грузии Илием II слова: ”Считаю, что книга о старце схиархимандрите Виталии, который долгие годы жил в Грузии, будет весьма полезной не только для верующих, но и для духовенства. Схиархимандрит Виталий выделялся своей высоко духовностью, смирением и послушанием…”.

По приезде в Финляндию записала в свой синодик владыку Никона и схиархимандрита Виталия, а книгу поставила на полку.

Уже находясь в Грузии, узнала, что на отпевании отца Виталия Святейший Патриарх Грузии Илия II сказал: ”Тот, кто знал отца Виталия, кто имел радость общения с ним, – знает, насколько святой жизни был этот великий и дивный старец. Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – всё это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя”.

В Тбилиси, в день Архистратига Божия Михаила и в день своего Ангела-Хранителя шла в храм во имя святого благоверного князя Александра Невского на Божественную Литургию и зашла недолго к могилке о. Виталия, испытывая муки совести от так и не прочитанной книги о нем.

 

На следующий день пошла уже только к нему. По дороге купила скромные цветы.

У могилы было много людей: молодых, пожилых с детьми, одни приходили, другие уходили, не было момента, чтобы никого у могилы не было. К нему с просьбами о помощи идут до закрытия ворот храма. Моя хозяйка, грузинка по национальности сказала мне: ”Мама Виталий (так называют его в Грузии) очень помогает и знакомым, и незнакомым, всем, кто к нему обращается. Помогает во всем”. Действительно, все приходящие припадают на колени и доверяют ему свои печали, скорби, просят помощи. Припала и я, негодная, со всеми своими просьбами. Почувствовала благоухание, вновь припала и вновь благоухание. О. Виталий принял и меня!

 

На следующий день хозяйка, как бы для информации, сказала мне, что на Дидубе сохранился домик, где жил мама Виталий. Захотелось пойти. Хозяйка позвонила, спросила разрешения. Пришла. Входные ворота открыла послушница. Она провела в комнату, где жил и подвизался о. Виталий.

”Домик был поделен на две половины – мужскую и женскую. О.Виталий в тех случаях, когда не имел возможности бывать в храме, по благословению владыки Зиновия (Мажуга), совершал Литургию у себя в комнате, где был домашний престол и жертвенник. Начинал служить он в четыре часа и заканчивал в семь. Перед Литургией он совершал продолжительную проскомидию, почти всю ночь вынимая частицы за живых и усопших. Во время проскомидии матушка Мария читала помянники. И никто не подозревал, что за самой обычной калиткой на незаметной улочке, тянувшейся вдоль горного склона, скрывается настоящий монастырь.

Здесь часто совершались тайные монашеские постриги. Название у обители было необычайное, двойное – ”Святорусско-Иверская женская обитель во имя Боголюбско-Взыскание погибших Матери Божией”. Так называли ее владыка Зиновий и отец Виталий, а основательницей они считали Саму Божию Матерь. Постриженицы жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, в Донецке, Перми, Одессе, Воронеже, на Дальнем Востоке, Донбассе, Сибири… Жили в основном в миру, каждая исполняя свое послушание и служа ближним на своем месте. Но их духовной родиной оставался этот уголок на окраине Тбилиси. Святейший Патриарх Илия называл его монашеским уделом, который необходимо сохранить для будущего”. [1]

На стене комнаты Образа, которые можно увидеть ниже и в представленном видео. Среди них Образ святых Царственных мучеников, которым о. Виталий молился еще до прославления их в России. На противоположной стене, в шкафу и под пленкой на двери подрясник о. Виталия, к которому можно приложиться. Узкий топчан. В этой, с низким потолком комнате, он принимал всех приходящих.

Обратила внимание на молодых девочек-грузинок, послушниц. Оказывается это место окормляется женским монастырем Самтавро. Здесь продолжает идти постоянная молитва.

Села с разрешения на скамейку, что-то не пускало уйти. Зашел разговор со схимон. Ириной о Царских мучениках. Она сказала, что почитает их, что они ездили в Москву и были в музее ”Наша эпоха”.

Посидела еще, о. Виталий ”дал” мне три яблока, с благодарностью приняла их, попрощалась и стала подниматься по лестнице наверх. Справа увидела большой деревянный Крест. Подошла к нему – внизу на грузинском и русском языках было написано, что на этом месте, в дровянике с 1969 года подвизался схиархимандрит Виталий.

При жизни о. Виталия приезжавших к нему было настолько много, что они не помещались в небольшом домике, и тогда о. Виталий уходил на ночную молитву в дровяник. В дровянике он спал на ящиках от посылок, которые он получал от своих чад. Когда ему говорили, что надо вынуть гвозди из них, он отвечал: «Они мой будильник».

Ветхий дровяник убрали, а на его месте поставили Крест в память о его крестных, духовных подвигах подражания Христу. Воспитанник великих старцев Глинской пустыни, он жил в исповедническое время – при гонении на христиан. Подвизался в горах Кавказа, прошел трудный и скорбный путь любви и верности Богу. Живя без паспорта, он был гоним, его преследовали, избивали. И всегда был храним Богом!

Попрощалась со схимон. Ириной и на этом, казалось бы, закончились мои встречи с о. Виталием. Но, нет. На следующий день, в храме монастыря в Бодбе, в 60 км от Тбилиси, где находится могила святой равноапостольной Нины, просветительницы и распространительницы христианства в Грузии, инокиня К. провожая меня к стоянке такси, говорит: "Это тебе от о. Виталия” и подает часть сушеного батона.

Будучи при жизни бездонным кладезем любви и сострадания, отец Виталий и по смерти всех принимает, всех любит, всем помогает. Своим чадам он говорил: ”Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами”. ”Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет — и стены разойдутся”.

Из книги: Зиновий Чесноков. ”Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима”.

ОТЧЕ ВИТАЛИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

 

IMG_4358

 

IMG_4387

 

IMG_4389

 

IMG_4391

Хатуна Раквиашвили у Креста на месте ветхого дровяника,

в котором духовно подвизался о. Виталий (Сидоренко)

 

Фото: Людмила Хухтиниеми.

 

Исправлено и дополнено 06.02.2014.

 

══════════════════════════════════════════════

 

ДОМИК, В КОТОРОМ ЖИЛ СХИАРХИМАНДРИТ ВИТАЛИЙ

 

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

 

Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края. Его отец был добрым, умным, трудолюбивым человеком, много помогал бедным и сиротам. Он погиб во время Великой Отечественной войны. В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. Когда ему исполнилось восемь лет, он пошел в школу. Как только он научился читать, Евангелие стало его настольной книгой. Виталий часто убегал молиться в кукурузное поле или прятался в камышах у реки.

Когда ему было лет восемь, он вырыл в огороде яму и подолгу молился там. Впоследствии отец Виталий http://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/1/3337.jpgтак вспоминал об этом времени в письме к духовной дочери: "В юности работал в колхозе, но не давали мне зарплаты... А не давали за то, что ежели среди седмицы праздник, то я бросал работу - и в Божий храм. Вот и не давали". Однажды Виталия послали пасти колхозное стадо. Он выгнал коров на пастбище, а сам стал читать Евангелие и не заметил того, что коровы забрели в пшеницу, объелись жита и слегли. Юный подвижник не растерялся, стал с молитвой крестить со всех сторон каждую корову. С Божией помощью поднял все стадо и пригнал в село.

С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. Часто ночевал в стогах сена в поле или заброшенном сарае. В 16 лет отправился в Таганрог, там получил благословение на монашеский подвиг от слепого прозорливого старца Алексия. В 1948 году Виталий поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, только что открывшуюся после войны, помогал некоторое время восстанавливать монастырь. Так как у юного подвижника не было документов, его не смогли принять в число насельников обители, а посоветовали поехать в Глинскую пустынь.

В эти годы продолжателями традиций глинских старцев были настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874-1958), схиигумен Андроник (Лукаш) (1889-1974) и иеросхимонах Серафим (Романцов) (1885-1976). Он был братским духовником, строгим и требовательным. Старец Серафим (Романцов) стал духовным отцом Виталия.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в истории Глинской пустыни писал о старце Серафиме следующее: "Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом... Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению".

http://www.ortodox.donbass.com/news/201211/1/b3.jpg

О. Виталий

Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: "Единственный подвиг для юных - это послушание. Подвижничество без послушания - ходьба на ходулях".
"Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути".

Старец Серафим (Романцов) стал духовным руководителем послушника Виталия. Первое время послушник был сторожем, позже работал в трапезной. Когда он нес послушание за свечным ящиком, приходилось задерживаться после службы (он считал выручку). Чтобы не будить братию, он ложился спать у дверей братского корпуса прямо на улице.

В монастыре в те годы подвизался прозорливый блаженный иеродиакон Ефрем, который нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря его насильно определили на лечение в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, приезжавших к нему по духовным нуждам. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, он рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. Иеродиакон Ефрем часто повторял: "Весь секрет спасения - в смирении".

Из воспоминаний иеромонаха Мардария (Данилова): "Глинская пустынь в то время - это рассадник духовности был. Какие там старцы были... А Виталий - он хотя просто послушником был у отца Серафима (Романцова), но принимал всех странников - как отец милосердия был, и вел очень духовную жизнь...

 

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100166/16685.p.jpg

Владыка Зиновий с отцом Виталием. Начало 1980-х годов

 

Отец Виталий - удивительный был человек! Когда они в Глинской жили, батюшке отцу Серафиму (Романцову) письма шли - из Москвы, из Питера, из Киева: Просто не успевает батюшка отвечать - лежат и лежат. И вот вызовет Виталия:
- Виталий, видишь письма? - Вижу, батюшка. - Вот благословляю: распечатывай их и давай ответы как от меня. И ко мне не обращайся: - ну, батюшка знал, что он умный: да и молился, конечно, за него. - Пиши. А ко мне не подходи и не спрашивай, что писать... Ну, Виталий как начнет отвечать: Ответ даст, а внизу подпишет: "Схиигумен

Серафим". И отправляет. Они получают: "Ну, все! Мы теперь ожили, мы воскресли! Мы теперь отчаиваться не будем!". Пишут батюшке благодарность: "Ой, батюшка, благодарим Вас!". "Спасли Вы нас! Мы в отчаянии были"... Батюшка Серафим - он благодать видел у Виталия, что Виталий сможет. И это действительно так". Так как послушник Виталий, не имел документов, ему часто приходилось скрываться, когда в монастырь приезжали представители власти.

В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог. В Таганроге он любил посещать городское кладбище, там молился у могилы блаженного старца Павла (Стожкова) (1792-1879). Он часто повторял слова старца Павла: "Все мое желание от юности было - молиться Богу, а намерение - идти по святым местам".

Видя подвижническую жизнь брата Виталия, вокруг него стали собираться верующие люди. Останавливался он в тех домах, куда приглашали. Как когда-то таганрогский старец Павел, подвижник ходил по святым местам, его сопровождали верующие женщины, сестры во Христе, будущие духовные чада. "Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви..." (Лк.10,3-4). Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко): "Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли...". Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед подвижником, когда он шел с людьми. "Кто такие? Откуда? Документы!". Но он так ласково к ним обратился, что они были крайне изумлены. Поклонился, поцеловал их в плечи со словами: "Вы наши ангелы-хранители, наши защитники". Он победил их своим смирением и любовью - они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: "А ведь они специально за мной ехали".

Духовные чада рассказывали, что, странствуя по России, брат Виталий ходил всегда в подряснике и с дорожным посохом - его невозможно было не заметить. И почти в каждом селении его поджидала милиция. Он рассказывал своим чадам об этом времени: "Я иду - на пути речка, перешел через нее - стоит постовой. Я ему в ножки поклонился, он повернулся спиной, как будто не заметил - я и прошел. А в другом месте меня как барина встречали на машине. Возили меня в дом, очень красивый. Там меня гладили". (Избивали). Он говорил: "И в милиции есть добрые люди. Однажды, когда я странствовал, меня схватила милиция и била, а начальник заступился за меня и сказал: "Не бейте его сильно, а то он умрет, и тогда хлопот не оберешься". Тогда меня перестали бить ногами, а только таскали за волосы и бороду". При этом к своим обидчикам он не испытывал никаких враждебных чувств, помня слова Господа "благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас" (Лк.6,28) - таким образом стяжал великое смирение.

 

Отец Виталий в Сергиевом Посаде. 1979 г.

 

Приведем рассказ одной духовной дочери отца Виталия: "Шли мы как-то раз с батюшкой... как овцы за пастырем. А на встречу идет пьяный мужчина и громко выкрикивает всякие ругательства. Когда он к нам приблизился, мы все с перепугу разбежались, а батюшка не уклонился и пошел прямо ему навстречу, подошел, обнял и стал целовать. Как этот человек сразу переменился! Куда делся его грозный вид? А когда батюшка его благословил, радости того человека не было предела. Он стал благодарить батюшку и сказал, что еще никто так с ним не обращался...". Сам за свою жизнь никого не осудив, отец Виталий сразу пресекал недовольство другими, если оно у кого-то возникало. "Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами", - писал старец Виталий в одном письме. Многое пришлось пережить праведнику, скрываясь от преследователей, он ночевал, зарывшись в сугроб, чтобы не заметили черного подрясника. В 1954 году в Таганроге тяжелобольного подвижника положили в больницу. Врачи констатировали - туберкулез в последней стадии, остались считанные дни. Но подвижник выжил. Господь хранил своего избранника, ради страждущих, которым предстояло по его молитвам встать на Путь истинный. Где бы ни странствовал брат Виталий, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к духовному отцу старцу Серафиму. В 1958 году духовник решает направить его на Кавказ. Ночью старец Серафим и старец Андроник постригли его в рясофорного инока. Инок Виталий отправился в Сухуми, а оттуда в горную местность - Барганы.

В книге "Тайна спасения. Беседы о духовной жизни" архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: "Монахи уходили в горы не только для того, чтобы скрыться в их дебрях от мира подобно тому, как во время бури спасаются у пустынных берегов корабли. Горы словно открывают перед человеком полог, простертый над вечностью, здесь он чувствует, как скоротечна и ничтожна вся муравьиная земная суета; камни, выжженные солнцем, напоминают ему о смерти, сама тишина гор кажется песней о вечности, которая без слов и без звуков отзывается в его сердце. Тишина гор кажется эхом вечности...

Спросили у схиархимандрита Виталия, что он нашел лучшего для спасения. Он ответил: "Молитву с покаянием"... Схиархимандрит Виталий рассказывал: "Бесы искушают людей, живущих в миру, через помыслы, а пустынникам они являются в чувственных образах. Мы слышали по ночам рев зверей, крики людей, которые хотят напасть на наши хижины, стук шагов на чердаке, как будто кто-то ходит там; иногда мы видели, что к нам пришли посетить нас знакомые люди, но это оказывалось призраком. Я испытал тяжелое искушение от бесов... Это продолжалось долго. Наконец, собравшись с силами, делаю мысленно крест, затем начинаю говорить: "Да воскреснет Бог" - и чувствую, что каменная плита сваливается с моей груди. Я написал своему духовному отцу об этом с просьбой, чтобы весь монастырь помолился обо мне... Однажды зимой я вышел ночью из келии и увидел большую собаку. Я стал звать ее, но она в ответ завыла. Я понял, что это волк, который готовится броситься на меня, и закричал: "Господи, молитвами отца моего духовного, схиигумена Серафима, помилуй меня!" - и волк, как будто гонимый невидимой силой, убежал в лес. Это был уже не призрак: наутро мы увидели на снегу волчьи следы"".

Однажды инок Виталий, переправляясь через горную реку, упал в ледяную воду и простудился. Из-за обострения туберкулеза - кровь шла горлом. Инок Виталий, чувствуя всю серьезность своего положения, стал умолять пустынника иеромонаха Мардария (Данилова), чтобы он тайно постриг его в монахи, ссылаясь на то, что желает умереть монахом, а благословение старца Серафима испросить в то время было не возможно - реки в горах разлились, перекрыв дорогу в город. Иеромонах согласился. При постриге отцу Виталию дали имя Венедикт. Когда его духовник узнал о тайном постриге, долго сердился, но потом простил.

Из воспоминаний иеромонаха Мардария: "Ну, а отец Серафим смирял его довольно жестко, чтобы не дать повода к возношению и самомнению. Хотя уже сам постриг был отцу Виталию поводом к величайшему смирению - что он якобы принял его своевольно. Это было для него сильным смиряющим обстоятельством на многие годы, пока он не принял великую схиму - память того, что он все-таки "своевольник". Господь все устроил вот таким образом: с одной стороны устрашил его смертью, а с другой - старцем". (Глинская пустынь была закрыта в 1961 году.)

В середине шестидесятых годов монах Венедикт тайно принял схиму с именем Виталий. В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилиси к владыке Зиновию (Мажуге). В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха. За день до этого знаменательного события 1 января 1976 отошёл ко Господу его духовный отец схиархимандрит Серафим (Романцов).

По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег - все что ему присылали, он в кратчайший срок раздавал нуждающимся, следуя слову одного пустынника: "Не дай полученным тобою деньгам переночевать в твоей келье". (Свидетельства духовных чад отца Виталия опубликованы в книге "О жизни схиархимандрита Виталия").

Подвижник обладал особым свойством видеть души других людей, часто, чтобы не смутить человека, имеющего нераскаянный грех, старец Виталий поступал как блаженный старец Павел Таганрогский: обличал прикровенно, приписывая чужие грехи себе или же ругал за них находящуюся рядом келейницу. Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать - хорошо, а если нет - проси прощения у Бога: "Господи, помилуй мя, падшего". И отец Виталий советовал своим духовным чадам: "Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе - сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир". Еще отец Виталий отмечал: "Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение, раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала... Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит - мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит".

http://forum.kelia.ru/img/uploaded/image3898.jpg

Митрополит Зиновий и иеромонах Виталий. Храм Вознесения

в с. Бурдино Липецкой обл., 1978 год

 

Духовные чада старца верили, что молитва старца из ада вырвет, он умолял Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного. Из рассказа игумена Н.: "Меня хранила его молитва. Если бы не отец Виталий, - не знаю, что было бы со мной. Меня "полюбили" в КГБ с самых первых шагов - сначала в семинарии, потом на приходе. Могли посадить в любое время, угрожали. Но приедешь к Батюшке, расскажешь только, и уезжаешь с надеждой, что не даст Бог в обиду по его святым молитвам. И действительно, смотришь - и отстали от меня на время. Другая скорбь придет - опять едешь. Он меня спасал от всех бед. И только теперь я понял, кем он был для нас. Я готов целовать ту землю, где он ходил...".

Как ни пытался старец Виталий по своему смирению скрыть от людей дар прозорливости, утаить его было невозможно. Сам он не любил, когда говорили о его прозорливости, и если слышал, то отвечал так: "Вот раб Божий Виталий: разве он прозорливый? Он - прожорливый". И тут же начинал себя и ругать и обличать. Однажды признался: "Думаете, легко быть прозорливым, когда видишь, что человек погибает? И знаешь, как ему помочь, и знаешь, что он эту помощь отвергнет... Тогда сердце такою скорбью исполняется". Трагические события в Сухуми отец Виталий предсказал за 30 лет. Однажды, проходя по городу, он сказал: "Хочется, чтобы этот дом уцелел, и вот этот. Слышу, как на улицах стреляют, убивают, кровь течет ручьями". И то, что было в его силах, отец Виталий делал, чтобы спасти людей от смерти духовной и физической.

Старец обладал способностью исцелять телесные болезни, многим людям он продлил жизнь своими молитвами. Из воспоминаний игумена Никиты (Третьякова): "От отца Виталия все уезжали утешенными и исцеленными. Скажешь ему: Батюшка, вот здесь болит. Уезжаешь - не болит..". Одна женщина побывав у старца со своей семьей сказала: "Выше той любви, какая есть у него, человек уже не может достигнуть. Если у человека такая любовь, а ведь ему дал ее Бог, то какой же тогда Сам Господь!". Сам схиархимандрит Виталий говорил о любви следующее: "Любовь будет - и стены разойдутся".

Из воспоминаний схиигумении Серафимы: "Зная час своего отшествия, отец Виталий закончил свои дела, а затем сказал: "Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию" (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: "Я теперь буду всегда с отцами в храме". Никто не уразумел тогда этих слов... Врачи старались помочь ему, чем могли, но воля Божия была иной. За день до смерти он вдруг рукой подал мне знак, чтобы я раскрыла штору на окне. Я спросила: "Кого видишь?". Он смотрел молча, потом поцеловал свою руку и показал на икону Божией Матери. Я подала образ и он всех им благословил.Я спросила: "Приходила Матерь Божия?". Он кивнул головой и заплакал".

Вспоминает схимонахиня Елизавета: "Батюшка никого не отпускал от себя без своего благословения. К вечеру я почувствовала, что очень устала и попросила благословить пойти на кухню, поесть. Он благословил одними глазами. Я чувствовала, что оставались считанные часы его жизни, и поэтому попросила: "Отец Виталий, дождись меня". Наскоро перекусив, мы с матушкой Евгенией быстро вернулись. Я снова взяла у него благословение, как мы обычно делали после трапезы. Поцеловала его руку, затем протерла его святой водой. После этого он тихо вздохнул и скончался, исполнив свое последнее "послушание" - дождался меня". Это случилось 1 декабря 1992 года.

Вечером простится с подвижником приехал Святейший Патриарх Илия, он сказал: "Вы не знаете, кого мы потеряли". Поблагодарил всех, кто ухаживал за подвижником и, указав на комнату, где жил схиархимандрит Виталий, молился и умер этот великий старец, сказал: "Идите туда, поклонитесь месту".

Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме Святого благоверного князя Александра Невского. Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины... Погребения схиархимандрита Виталия состоялось 5 декабря. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Патриарх всея Грузии, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.

Вспоминает отец Павел Косач: "Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой - и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: "Сам взял!" - и лишь позже осознал это как должное - ведь человек этот был не от мира сего". "Сам взял!" - подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Следует отметить, что за несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): "За слезы сестер я из гроба протяну руку". По сей день подвижник помогает всем, кто верит в силу его молитвенного предстательства перед Богом.

http://www.pravoslavie.ws/library/foto-sh.vitalij-21.jpg

На могиле старца схиархимандрита Виталия. 1992 г.

 

Живя в Тбилиси, схиархимандрит Виталий ежедневно отвечал на письма своих духовных чад. Приведем лишь несколько отрывков из писем старца: "Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия... Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок. Проси у Господа и Матери Божией умудрить во спасение и научить всему священному... Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь. Авва Макарий говорил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди - в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами - будем безопасны от стрел их. Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по грехам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возложим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе - будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно! Итак, возрадуемся и возвеселимся о делах Божиих, превосходяй всяк ум человеческий. Все у Бога и от Бога, Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки, аминь."

Пишет старец ученику своему: "За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов". Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небеснаго.

Помни главное: Считай каждый день последним твоей жизни и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием.

Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы.

Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовного отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, - у нас своих много.

Если хочешь помолиться о многих предметах... Молись так: "Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!". Если же о страстях, то говори: "Исцели меня по воле Твоей".

А когда об искушениях, говори: "Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений". Или: "Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь". 

"Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори, Ему слава. Аминь".

Надо себя считать неоплатным виновником, принося покаяние. Видишь, Святой Серафим Саровский, чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: "Боже, милостив буди ми, грешному". Святой Ефрем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Святой Царь и Пророк говорил: "Я червь Израиля". Апостол Павел называл себя извергом. И каждый из святых себя хулил и плакал о гресех.

Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы.

Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: "Все люди спасутся, а я один погибну", - и всегда плакал. Старайся всегда читать: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

Всех считай святыми, никого не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и радости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послушания, и тако с Господем будеши. Он да благословит тя, Ему слава. Аминь...".

"Писано есть: Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь (Пс. 33, 20). Господь рек: возьми крест и вслед Мене гряди, а без креста и не ходи, Ему слава. Аминь".

"Не смущайся бывающими испытаниями. Господь рек: "Терпением вашим спасайте души ваша" (Лк. 21, 19) и "Претерпевый же до конца, спасется" (Мф. 10, 22).

Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: "Благослови, Господи". И вместо других мыслей говори: "Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, научи мя творити волю Твою". - Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай, они не Божии".

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих. Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня... Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть. Молитву творите во всякое время... Творите молитву - она все восполнит.

Всегда надо читать: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных". Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь - всегда надо читать Иисусову молитву... Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай - и получишь спасение. Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство. Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости.

Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение - раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала...

Благодать - очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды.

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.

Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет - и стены разойдутся...

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз "Богородице Дево, радуйся", - и Матерь Божия поможет никого не осуждать.

При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: "Бог - Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!". И сим помыслом выгонишь злопамятство.

Дом освятите непременно. Где человек живет - там и обитель святая.

Ежедневно кропите квартиру святой водой... Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая "Богородице Дево, радуйся". И придет помощь от Господа.

 

По книге "О жизни схиархимандрита Виталия", Москва, Новоспасский монастырь, 2008 г.

 

Источник: http://glebovohram.ru/

 

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

pitsinauhapysty1.png

 



[1] Из книги: Зиновий Чесноков. ”Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима”.