ЕКАТЕРИНБУРГ.  ХРАМ - НА - КРОВИ

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

 

 

ФотоХрам был построен в 2000—2003 годах на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский Император Николай II и его семья.

 

Чин Великого освящения 16 июля 2003 г. совершили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, а также архиепископ Екатеринбургский  и Верхотурский Викентий, архиепископ Аргентинский и Южноамериканский Платон, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, епископ Курганский и Шадринский Михаил, епископ Пермский и Соликамский Иринарх. По совершении освящения была совершена первая в новопостроенном храме Божественная литургия.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Первосвятительское послание участникам освящения Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.

 

Дом ИпатьеваВ Храме два придела, нижний - во имя Царственных Страстотерпцев, и верхний - во имя Всех Святых. Храм находится непосредственно над самим местом расстрела Царя Николая II и его семьи. В Екатеринбурге в качестве места заточения Николая II и его семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный у инженера Николая Ипатьева. 

Дом инженера Николая Ипатьева был снесен в сентябре 1977 г., но даже после разрушения его идея паломничества к священному месту не пропала. После начала перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест. 20 сентября 1990 года Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял  дом инженера Ипатьева, памятного  символа. 

При проектировании план будущего храма был наложен на план снесённого дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская семья.

 

Храм-на-Крови представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью около 3000 квадратных метров. Архитектура сооружения выдержана в неовизантийском стиле. В таком стиле строилось подавляющее большинство церквей в период царствования Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времён, возрождение православной традиции.

ИконаВерхний главный храм  создает впечатление величавости и торжественности. Иконостас выполнен  из белого камня; мрамором, гранитом, яшмой и другими уральскими самоцветами покрыты пол и опорные колонны.

Нижний храм на месте пролития мученической крови Царской Семьи воплотил в себе идею симфонии духовной и царской власти, соединившихся в  чертогах Небесного Царя в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

 

← Икона Святых Царственных Мучеников  -  дар Святой горы Афон.

 

Росписи алтаря раскрывают образ Церкви Торжествующей, семенами которой, по слову Святых Отцов, явилось мученичество. За Горним Местом – в алтарной апсиде  изображен Сам Господь Вседержитель, восседающий на Престоле.

 Идея мученичества, заложенная в концепции алтаря,  развита и в центральной части храма, где с одной стороны в навесных киотах разместились иконы десяти святых Правителей Руси от святого равноапостольного Великого Князя Владимира до святого страстотерпца Царя Николая, возглавляемые образом Державной Божией Матери. С другой стороны - ряд святых Первосвятителей от митрополита Ионы до патриарха исповедника Тихона венчает Владимирская икона Пресвятой Богородицы.

В нижнем Храме есть также иконы, которые  подарены челябинскими мастерами. Лики Царственных страстотерпцев, Ангелов Троицы, Казанской Божьей Матери, Николая Чудотворца – писанные, в ризах, шитых парчой, золотыми и серебряными нитями. Уральские самоцветы обрамляют фигуры. Все выполнено с высоким художественным вкусом.

 

Главная святыня Храма-на-Крови  - место полуподвальной комнаты, где приняли страдальческую кончину Святые Царственные Мученики.  За престолом стоит Поклонный крест, на стене – икона Царственных Страстотерпцев.  В Глкомнате  присутствуют подлинные останки конструкции Ипатьевского дома.  Больше ничего в комнате нет.

 

ВнутрДостойное место в Храме-на-Крови заняла икона Божией Матери, именуемая «Троеручица».

Эту икону, поистине бесценный дар,  передала  храму в день его освящения великая княгиня Ольга Куликовская-Романова, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, приходившегося внуком Российскому Императору Александру III и родным племянником российскому Императору Николаю II. Перед этим образом молилась венценосная семья Романовых в дни своего заточения в доме Ипатьева, он стал свидетелем их страданий и мученического подвига.

После расстрела Царской семьи (17 июля 1918 г.) 25 июля 1918 г. в Екатеринбург вошли части Сибирской армии и чехословацкого корпуса. Один из белых офицеров, бросившийся первым делом к «тюремному замку», обнаружил на полу комнаты верхнего этажа, находящуюся в неописуемом беспорядке, икону Божией Матери «Троеручица». Он решил взять икону с собой, чтобы  при случае передать ее Великой Княгине Ольге Александровне (сестре Царя Николая II), с которой был знаком. В начале 20-х годов он привез икону в Данию, где тогда проживали Государыня Императрица Мария Федоровна и семья ее дочери Великой Княгини Ольги Александровны.  После кончины Ольги Александровны звание хранителя «Троеручицы» перешло к ее старшему сыну, Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову.

АлтарьВеликая кнУзнав в 1991 г., что на Родине обсуждается вопрос о строительстве храма-памятника на месте расстрела царской семьи, Тихон Николаевич в письме к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сообщил о своем намерении передать икону «Троеручица»  будущему Храму-на-Крови. Однако Тихону Николаевичу не довелось лично исполнить свое жедание – 8 апреля 1993 года хранителя иконы не стало. Это сделала его вдова. После 85-летних странствий, сделав круг чуть ли не по всему свету,  святыня вернулась домой.

В ансамбль храма включён также памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел.

В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс одновременно. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни семьи Императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.

Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня. Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23.30 до 04.00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году в связи с 90-летием убийства Царской семьи в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».

Народ наш давно понял, по каким нравственным законам жил и правил Царь, какой была его семья. Не «мудрствуя лукаво», как многие наши интеллигенты, народ сердцем осознал, что Царь поступал именно как православный Государь, кто согласно Евангелию, «положил душу свою за други своя» и стал искупительной жертвой за грехи «всех и вся». Ничего не формулируя, ничего не доказывая, народ не принял десятки «правильных», «неопровержимых» доказательств «порочности» Царя и его семьи. Прославление во святых Николая II и его семьи начало свое взяло в самой толще народной. Как волна, которая набирает силу, двигаясь к берегу под сильным ветром, так и чувство народное обрело напор, высоту и вылилось вот в это торжество, утвердило этот Храм, сплотило вокруг него тысячи людей.

Многие наши сибиряки - братчане посетили эти святые места. Радостно сознавать, как растет почитание Царственных мучеников, ведь святой наш Царь Николай II взошел на русскую Голгофу и принес себя в жертву за Россию и вся его семья разделила с ним его судьбу. Люди сюда  приезжают  по зову сердца. Наша землячка, р.Б. Людмила, рассказывает: «Давно мечтала  побывать в Екатеринбурге в храме во имя святых Царственных Страстотерпцев, и вот решила, наконец, больше не откладывать поездку». Спрашиваю: «Какие впечатления ты испытала, побывав на месте убиения Царской семьи?». Отвечает: «Впечатления – словами не рассказать… Это очень сложно передать.  Отступили все житейские и семейные проблемы, личные переживания. Появилось удивительное чувство, которое как бы оживило душу и наполнило ее иными ценностями. Никак иначе не могу сказать, как - посетила меня  благодать Божия».

Дай, Бог, чтобы  в жизни России произошли перемены  к лучшему! Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется,но, нам сочувствие дается,  как нам дается благодать». (Алексей Солоницын)

 

 Информацию подготовила р.Б. Людмила, г. Братск Иркутской области, июль 2010 г.

 

При  подготовке статьи использовались материалы:

-  буклет «Храм на Крови» ООО «ОМТА», Екатеринбург, 2008

-  православная народная газета «Русь Державная», № 8, 2003 г.

-  православная газета «Благовест», № 15, 2003 г.

-  газета «Труд», №7, 2003 г.

-  сайт www.pycckie.org