СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ПРИХОД

 

ИГОРЬ КУРКИМИЕС

Продолжение.

 

У северной стены храма, в киоте, тоже подобном вышеописанным, находится Тихвинская икона Божией Матери. Эта икона тоже в серебряной ризе и с серебряными позолоченными венцами. Икона была ранее запрестольным образом. Её заменил образ Воскресения Христова, писанный на цинковой доске. По оценке специалистов Тихвинская икона Божией Матери написана в конце XVIII - начале XIX столетия.

У южной стены храма, тоже в стоячем киоте из красного дерева позолоченными украшениями, находится образ Сретения Господня, встречи (сретения) Богоматери и Богомладенца с праведным старцем Симеоном Богоприимцем, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрёт пока не увидит Спасителя. Высота иконы - 87 см, ширина - 70 см. Икона Сретения Господня сооружена в 1829 году, т.е. через два года после освящения храма. В описи Церкви Святыя Живоначальныя Троицы, что в городе Гельсингфорсе 1856 года читаем: "Икона устроена в 1829 году бывшими жителями Выборгской губернии села Краснаго, и ныне гражданами г. Гельсингфорса. Риза со венчиком пожертвована 1847 Иваном Шариным." Многие гельсингфорсские купцы были родом из "села Краснаго" (Кюрёла, ныне Красносельское). Уроженцы села написали икону "Для памяти как нам так и потомкам нашим о происхождении рода нашего, что мы уроженцы Краснаго села" и  "в честь храма Сретения Господня, что на родине нашей, состоящей в Выборгской губернии по С.-П.Б.- тракту в 50-ти верстах от Выборга". Икона устроена была на пожертвования. Пожертвования заносились в особый "журнал, в котором вписаны имена пожертвователей на зделание иконы Сретения Господня". Приношения колебались от 100 рублей до 25 копеек.

В 1830-годах Петровский пехотный полк был расформирован. Командир упразднённого полка направил письмо, священнику Александру Малозёмову, настоятелю Свято-Троицкой церкви ранее служившему в церкви полка. В нём сообщалось, что нижние чины упразднённого полка пожелали передать ротные образа в Свято-Троицкую церковь. Дарственная, подписанная командиром упразднённого полка, сохранилась в архиве прихода:

Командир упраздненнаго Петровскаго пехотнаго полка в Гельсингфорсе 16 сентября 1835

№ 2751 

Гельсингфорсской Троицкой Градской Церкви Господину Священнику Малоземову.

clip_image001Нижния чины вышедшия из упраздненнаго Петровскаго пехотнаго полка на укомплектование отдельнаго Гренадерскаго Корпуса и балтийскаго флота пожелали ротныя свои образа поставить в Гельсингфорскую Троицкую Градскую Церковь с надписью на каждом в память рот бывшего Петровскаго пехотнаго полка, в следствие чего и разрешения Г. Командующаго Войсками в Финляндии, расположенных при описи у сего приложенной пять образов со всеми к ними принадлежностями равно и деньгами за исключением употребленных на сооружение на сих образах серебряных досчечек с надписью в память рот, остальныя затем асигнациями семьдесят два рубля пятнадцать копеек при сем у Вашему благословению имею честь препроводить, о получении коих покорнейше прошу доставить ко мне квитанцию.
Полковник /подпись/.

Дарованные иконы были приняты и квитанция подписана церковным старостой Егором Ушаковым 19 октября 1835 года. Иконы значатся в "Описи Церкви Святой Живоначальной Троицы" 1856 года за NN 10, 11, 12, 14 и 15 в нижеследующем виде:

10.    Святителя Димитрия Ростовскаго створчатая, по сторонам Святителя изображения: Св. Великомученика Георгия и Святителя Николая Чудотворца, Архистратига Михаила и Св. Александра Невскаго, икона в серебряной позлащенной ризе и киоте краснаго дерева, равно и прочия св. изображения в серебряных же ризах, весу на ризах не показано. Икона малого размера.

11.    Усекновение честныя главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна створчатая, малаго размера в серебряной позлащенной ризе и в киоте краснаго дерева с серебряною досчечкою, по сторонам ея изображения Спасителя и Архистратига Михаила, Божией Матери и Св. Александра Невскаго; вверху изображение Бога Отца, вес в ризе не показан.

12.    Икона Преображения Господня створчатая, малаго размера, в серебряной позлащенной ризе с серебряною досчечкою, по сторонам ея дванадесять праздников; весу в ризе не означено.

     №№ 10, 11 и 12, сии иконы пожертвованы в 1835 году чинами бывшаго Петровскаго пехотнаго полка.

14.    Икона Преподобнаго Феофана Сигрианскаго створчатая, малого размера, в серебряной ризе и киоте краснаго дерева, по сторонам ея изображения: Свв. Апостол Петра и Павла, Космы и Домиана вверху изображение Бога-Отца, весу в ризе не означено.

15.    Икона Великомученика Георгия, малаго размера, в серебряной позлащенной ризе и киоте краснаго дерева, по сторонам ея изображения: Божией Матери и Св. Александра Невскаго, Архангела Гавриила и Николая Чудотворца, весу в ризе не означено.

clip_image001     №№ 14 и 15. Сии две иконы пожертвованы в 1835 году теми же чинами бывшаго Петровскаго пехотнаго полка.

     При каждой иконе была серебряная лампада. В описи 1925 года иконы Петровского полка отсутствуют и больше не упоминаются. Переданы в другой храм? Похищены? Неизвестно.

В 1916 году в храме установили Голгофу (Распятие), которую можно считать памятником служения настоятелем прихода протоиерея Александра Хотовицкого, убиенного в России в 1937 году и причисленного к лику святых в 1994 году. По его инициативе для сооружения Распятия был произведён денежный сбор и, к Пасхе 1916 года Распятие было установлено в храме. По первоначальному замыслу предназначалось написать Распятие с Предстоящими и поместить на фоне вида ночного, озаряемого звёздами Иерусалима, но военное время и отсутствие мастеров не позволило осуществить замысел.

 

Колокольный звон и колокола храма

 

Православных русских, привыкших на родине к благозвучному и мощному звону колоколов, не мог удовлетворять скромный состав колоколов, поступивших из Давидовской церкви: во всех шести колоколах весу было лишь 12 пудов 27 фунтов (205 кг). Для придания церковному звону большей красоты и благозвучности были куплены уже в 1827 году ещё два колокола, весившие вместе 33 пуда  540 к ), а в 1830 году купцом И. Грачёвым приобретён колокол в 79 пудов  1300 кг).

clip_image001Но и этот, уже вполне достаточный состав колоколов не удовлетворил гельсингфорцев:

в 1893 году заботами церковного старосты купца А. Б.Воровьёва приобретён новый большой колокол в 256 пудов (4193 кг), стоимостью 4160 руб. Для подвешивания этого колокола пришлось деревянный верх колокольни заменить каменным, что стоило старосте Воробьёву около 8000 финских марок. На колоколе, который созывает молящихся и сегодня, рельефное изображение Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны и надпись:

"ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПРЕСВЯЩЕННЕЙШЕГО АНТОНИЯ, АРХИЕПИСКОПА ФИНЛЯНДСКАГО И ВЫБОРГСКАГО ОТЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ В ЦЕРКОВЬ СВ. ТРОИЦЫ, ЧТО В ГОРОДЕ ГЕЛЬСИНГФОРСЕ В ПАМЯТЬ СВЯЩЕННАГО КОРОНОВАНИЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II-ГО И ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ 14 МАЯ 1896 ГОДА ИЗ ВЫСОЧАЙШЕ ДАРОВАННОЙ МЕДИ".

На противоположной стороне колокола помещены иконные изображения свт. Николая Чудотворца и св. царицы Александры, небесных покровителей Императорской четы, а также икона Святой Троицы. Колокол отлит в Санкт-Петербурге на заводе В. Орлова в 1896 году.

 

Духовенство и хор храма

 

clip_image001Причта, по Высочайше утверждённому штату, полагалось: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Первым священником был назначен о. Александр Малоземов, ранее служивший диаконом в Свеаборгской Александро-Невской церкви, а затем священником полковой церкви Петровского пехотного полка. Распоряжением генерал-губернатора Закревского он был освобождён от платежа городских налогов и казённых податей. До 1867 года постоянного хора в церкви не было - пел хор, составленный из прихожан, членов семей офицерских чинов и учеников местной школы. В начале 1880 года стараниями старосты Воробьёва был составлен хор певчих под управлением Ивана Стратова. Затем пел хор Детского приюта, а с 1915 года постоянный хор из желающих, причём каждый певчий стал получать определённое месячное вознаграждение из сумм прихода.

До 1871 года Троицкая церковь была самостоятельной приходской. В 1871 году по предписанию епархиального начальства, обратилась в приписную к Успенскому собору, освящённому за три года до этого.

 

Прихожанами были не только жители Гельсингфорса

 

clip_image001К концу 1827 года православное население города состояло из 253 мужчин и 59 женщин, а всего 312 человек. Однако, с самого начала своего существования Троицкая церковь обслуживала не только гражданское население самого Гельсингфорса - купцов, мещан и крестьян, занимашихся торговлей, подрядами, ремеслом и огородничеством, но и занимавшихся тем же русских в разных местностях Западной Финляндии, или специально приезжавших в Гельсингфорс для молитвы в торжественные праздники, или пользовавшихся деловыми приездами сюда.

Для таких же иногородних лиц совершались и требы причтом Свято-Троицкой церкви: в метрических книгах церкви за старые годы попадаются фамилии русских из следующих городов: Борго/ Порвоо (Гусаков, Иванов, Фалин), Раума (Топоров), Тавастгус /Хямеенлинна (Ушаков), Таммерфорс/Тампере (Оленев), Хейнола (Торопов), Экенес/Таммисаари (Милостовский).

Причт Свято-Троицкой церкви обслуживал также служивших при управлении генерал-губернатора и в расположенных в западной части Финляндии воинских частей. Так, из метрических книг вытекает, что, например из 162 младенцев, крещёных за первые 10 лет более половины (82, т.е. 51%) принадлежали к семьям чиновников или военных.

 

Свято-Троицкая церковь представлялась выдающимся зданием

 

Троицкая церковь, несмотря на свои скромные размеры, представлялась тогда зданием выдающимся и видна была со всех сторон издалека: не было ещё величественного лютеранского собора, не было ещё зданий университета и университетской библиотеки. В 1827 году в центре возвышалось только здание Сената, строительство которого закончено было в 1822 году.

Приблизительно в это же время воздвигнуто здание городской ратуши на углу Сенатской площади и Екатерининской улицы (Катаринанкату), в то время служившее домом генерал-губернатора. Университет был передан из Або (Турку) в Гельсингфорс в 1829 году. Здание Александровского университета на Сенатской площади было торжественно освящено в 1832 году. Лютеранский собор заложен был в 1830 году, но окончательно готов и освящён только в 1852 году.

Троицкую церковь окружала деревянная ограда, которая заменена чугунною в 1877 году. По бокам церковной паперти находились два четырёхугольных маленьких здания, которые разобрали при построении чугунной ограды. Вместо них в северной стороне ограды по тротуару Рауханкату устроены два небольших каменных здания, в одном из которых размещалась сторожка - помещение для церковного сторожа. Трудами и на средства церковного старосты Николая Коростелева разбит был вокруг церкви прекрасный сад с клумбами ярких цветов и посыпанными свежим песком дорожками. Электрическое освещение церкви было устроено на рубеже XIX-го и XX-го столетий на средства церковного старосты купца П. Ф. Воробьёва.

 

Посещения Троицкой церкви Царями Российской Империи

 

Церковь посещали три русских Императора. Когда в 1831 году в Гельсингфорс приехал Николай I, его экипаж остановился у храма и Государя на паперти встретил настоятель храма о. Александр Малоземов в полном облачении, со святой водой и крестом в руках. Государь приложился ко кресту и был окроплён святою водою. Государь присутствовал также раз на литургии в церкви Св. Троицы и повелел тогда назначить в церковь, как стоящую в главном городе Финляндии, диакона, каковым стал П. Постников с 1831 года.

Позже в храме бывали Императоры Александр II, Александр III и в 1885 году - Цесаревич Николай Александрович.

 

Материалы подготовила Людмила Хухтиниеми.

 

 

© Copyright www.tsaarinikolai.com