ГАНИНА ЯМА. МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ

 

 Икона Святых Царственных Страстотерпцев Почитание Святых Царственных Страстотерпцев (Царя - Страстотерпца Николая II, Царицы Александры Федоровны, Цесаревича Алексия, цесаревенОльги, Татьяны, Марии, Анастасии) началось на Урале задолго до их прославления.

 

На месте уничтожения останков Царской Семьи в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом в 1991 году по благословению архиепископа Мелхиседека был установлен Поклонный Крест. Ганина Яма раньше использовалась как рудник. Участок земли для него был приобретен подрядчиком Гавриилом (односельчане называли его Ганей) с целью добычи золота. Однако золота там не нашли, но нашли железную руду и добывали ее. К началу ХХ века рудник был полностью заброшен.

В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита благословил создание на этом месте монастыря в честь СвятыхЦарственных Страстотерпцев.

Первого октября 2000 года Высокопреосвещенный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил закладку первого камня в основание храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев – главного храма монастыря.

В 2003 году архиепископ Викентий осветил последний храм во имя Иова Многострадального, расположившийся сразу за «открытой шахтой», вокруг которой каждый вечер братия монастыря совершает покаянный Крестный ход.

На территории монастыря сейчас действует семь храмов – по количеству убитых членов царской семьи:

Храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев, Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, Храм в честь Святого Преподобного Сергия Радонежского, Храм в честь Святого Преподобного Серафима Саровского, Храм в честь иконы Божией Матери «Державная»,Храм во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, Храм в честь Праведного Иова Многострадального

Есть и другие постройки: дом наместника, трапезная для паломников, главная колокольня, музей монастыря и церковная лавка, Поклонный Крест над шахтой и др.

Монастырь построен на средства Уральской Горно-Металлургической Компании (УГМК). Останки Святых Царственных Страстотерпцев сделали это место особо почитаемым.

В монастырь прибывают святыни со всей России. Прибыла из Херсонеса, что под Севастополем, Честная Глава Святого Мартина Исповедника, Папы Римского (память 27 / 14 апреля). В житии Мартина исповедника говорится, что этот святой после избрания его Папой Римским отказался следовать Императорскому «типосу» (изложению догматов веры), усмотрев в этом учении ересь монофелитства. По повелению Императора Византии и Патриарха Константинопольского Святого Мартина долго мучили в темничном заключении, сослали в ссылку на окраину Империи, в Херсонес (Крым), где он терпел голод и другие лишения. Говорил своим истязателям: «Знайте, что если вы раздробите меня на части, все-таки я не изменю православному учению» и скончался в заточении в Херсоне Таврическом в 665 году.

Глава Мартина Исповедника сильно благоухает, когда священник Петр выносит ее из алтаря для поклонения верующим. Честная Глава Святого Мартина Исповедника находится в Свято-Никольском храме.

В храме во имя свт. Николая Чудотворца есть другая святыня – икона свт. Николая Чудотворца. Ее подарил своему венценосному сыну Николаю, будущему Императору, его отец Царь Александр III.

Эта икона была с Царской Семьей в Ипатьевском доме. Над Царской Семьей в Екатеринбургском заточении сильно издевались. Рисовали на дверях непристойные рисунки, пищу приносили из большевистской столовой холодной, да еще нередко плевали в нее и сыпали табак. Поэтому две монахини Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря – игумения и ее келейница Вера взяли на себя послушание приносить Царским узникам корзинки с едой. Охранники разрешали только им доступ в «Дом Особого назначения». Они проверяли корзину и отдавали ее Царской Семье, а потом возвращали пустую корзину.

Церковь Иконы Божией Матери Державная в монастыре Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме Свердловской области.За два дня до расстрела Царь сам вышел к монахиням, благословил их и отдал корзину. В ней лежала завернутой икона Святителя Николая. Царь попросил их беречь эту святыню. Видимо, он уже знал, что скоро его расстреляют. То, что охранники не проверили корзину и допустили Царя встретиться с монахинями, - это было чудо Божие!

Вскоре большевики спохватились и стали искать эту икону, но не нашли. Монахинь арестовали. Одна из них погибла в лагере, другая выжила. В середине 1950-х годов эта монахиня передала икону молодому екатеринбургскому священнику Владимиру Ведерникову. Он был удивлен почему именно ему? Монахиня сказала: «Потом узнаешь…». Шли годы. Священник переехал в г. Владимир. Икона находилась в храме, где он служил. Позднее отец Владимир Ведерников усердно молился перед этим святым образом после операции по поводу удаления злокачественной опухоли и вскоре почувствовал себя исцеленным. Когда священник Владимир узнал, что под Екатеринбургом открыт монастырь Царственных Мучеников, он сразу решил передать сюда эту Царскую реликвию. Было и благословение старца Николая Гурьянова с острова Залита на то, чтобы передать икону в Царский монастырь. В момент передачи иконы наместнику монастыря иеромонаху Сергию (Романову) в городе была пасмурная погода, но икона Святителя Николая вдруг засияла.

Многие паломники молятся возле этой старинной иконы Святителя Николая Чудотворца, но далеко не все знают, что эта икона с необычной судьбой.

В этом же храме во имя свт. Николая Чудотворца, есть и другая старинная икона Святителя Иоанна Тобольского. История этой иконы также удивительна. Святейший Синод не был сторонником прославления этого дивного Сибирского Святителя – Иоанна Тобольского. Но сибиряк Григорий Распутин много сделал, чтобы убедить Синод и Государя в том, что митрополит Иоанн должен быть прославлен. Усердием Государя прославление состоялось. И в честь радостного события Царь подарил сибирскому крестьянину Григорию из села Покровского этот образ новопрославленного святого. Икона долгое время находилась в храме села Покровского. Храм этот был выстроен Распутиным на пожертвование, которое сделал Царь при первой их встрече. А благословение на строительство храма у себя в селе странник Григорий получил от самого праведного Иоанна Кронштадтского.

В советские годы храм был разграблен, икона Иоанна Тобольского пропала. В похищении участвовало 6 человек. Один из них дожил до нашего времени. Он пришел в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, старенький, седой, и раскаялся в том грехе, который совершил в молодые годы. Сказал, что все его «подельники» получили наказание от Господа, никого из них давно нет в живых. Он принес в дар монастырю эту икону из села Покровского. Она принята в монастыре как «образ покаяния».

Покаяние отвращает беды от людей. Покаянный многотысячный Крестный ход в монастырь на Ганину Яму совершается ежегодно 17 июля после торжественной Untitled-Scanned-01Архиерейской службы в Храме-На-Крови в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших в г. Екатеринбурге.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную силу. Крестные ходы показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа. Велики помощь и значение Крестных ходов.

В одном из Крестных ходов на Ганину Яму приняли участие мои земляки-братчане. Вот что рассказывает Лилия Андреева: «Что нас всех сюда привело? Мне думается, чувство любви к прекрасной Царской Семье, замученной в 1918 году. А еще вера в их предстательство за нас пред Богом! Виденное там – это своеобразный акт сопротивления. Мы – православные! И мы еще живы! Смотрите сколько нас! На футболках шедших ребят можно было увидеть слова “Мы – русские! С нами Бог!”…

Убийство Царской семьи в 1918 году прошло как-то незаметно и буднично, говоря словами патриарха Тихона, словно это было убийство простого разбойника. И почти никто не заметил, что с уходом Царя скрылась до срока Святая Русь. Наступило время такого ужаса, такой безысходности, какой никогда не знала Русь. За попустительство этому злодеянию, за предание Царя и Царской Семьи в руки наемных убийц наш народ заплатил разказачиванием, голодом в Поволжье, коллективизацией, ГУЛАГом, миллионными жертвами во второй мировой войне, перестройкой, новым разорением Отечества.

Народ тогда пошел за вожаками к «светлому будущему». Наступила пора коммунистической стадности, после которой пришла другая эпоха стадности – участвовать в грехе как все.

Сегодня в массовом сознании жизнь без Бога, без стыда и совести принимается как норма, тем самым совершается уничтожение личности и народа. Хотелось бы верить, что участие огромного количества православного люда, «овец пажити Христовой», в таких торжествах, как нынешнее в Екатеринбурге, совместное молитвенное служение изменит окружающий нас мир».

Ныне монастырь на Ганиной Яме является символом покаяния нашего народа в грехе богоотступничества, символом возрождения православной России.

 

Информацию подготовила

р.Б. Людмила,

г. Братск Иркутской области, февраль 2010 г.

При подготовке статьи использовались материалы:

Православная газета «Благовест» (г.Самара), №15, 2003 г., Православная газета «Братск православный», №8, 2008 г., Жития святых православной церкви (янв.-дек.), сост. свящ. И. Бухарев, 2003 г., П.В. Мультатули. Свидетельство о Христе до смерти…, Москва-Екатеринбург,2008 г.

Православные сайты:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ганина_Яма, http://www.g-ya.ru/, http://ganina-yama.moi-ural.ru/, http://orthodox.etel.ru/, http://alexkolm.imgsrc.ru