КАК ЧИТАТЬ ПСАЛТЫРЬ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

http://www.monarchism.org/images/uploads/psaltir.jpg

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Книга царя и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной Церкви. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтирь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с Ангелами и прогоняет и уязвляет бесов. Недаром Псалтирь с древности использовалась для молитвы храмовой и домашней, и сейчас она является основой православного богослужения.

Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться "без огонька" принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы ("Слуху моему даси радость и веселие").

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово "кафизма" в переводе на русский язык "то, что читается сидя" в отличие от слова "акафист" - "не сидя"). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на "Славах".

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: "Ты не понимаешь - бесы понимают". По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Перед началом чтения Псалтыри читаются молитвы:

«Молитвами святых отец наших… до «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

Затем читается очередная кафизма.

Там, где кафизма прерывается пометкой "Слава", читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Если кафизма нечетная, т.е. (1,3,5), то

на 1-ой и 3-ей «Славе» поминаются имена о здравии:

Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла, далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку. Затем:

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На 2-ой «Славе» об упокоении:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!". Затем:

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. (И земные поклоны).

Если кафизма четная, т.е. (2,4,6..) , то на 1-ой и 3-ей «Славе» поминаются имена об упокоении, а на 2-ой о здравии.

На 15-ой кафизме не поминаются живые и усопшие, только славится Господь и после молитвы «Господи, помилуй» 40 раз, читаются имена о здравии и, затем, об упокоении.

На 17-ой кафизме на «Славе» поминаются усопшие, а в конце, после молитвы «Господи, помилуй» 40 раз, читаются имена о здравии.

После чтения кафизмы:

«Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и
Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без
сравнения Серафим, без истления Бога Слово рождшую Сущую Богородицу, Тя,
величаем».

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (3 раза). Благослови.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере,
силою Честнаго, Животворящего Креста, святых Небесных Сил безплотных, и
всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго яко Благ и Человеколюбец. Аминь.