Император Николай II был Инициатором канонизации святителя Иоасафа

Беседа с настоятелем Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиереем Олегом Кобецом

 

В дни торжеств в честь столетия канонизации святителя Иоасафа Белгородского мы встретились с настоятелем Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиереем Олегом Кобецом, чтобы поговорить с ним о торжествах, происходивших в городе век назад, обстоятельствах канонизации, втором обретении мощей и о том, чем уникальна выпущенная им книга.

 

Настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерей Олег Кобец, награжденный 19 августа 2010 г. медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, II степени  за усердные труды на благо Православной Церкви

Настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерей Олег Кобец, награжденный 19 августа 2010 г. медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, II степени за усердные труды на благо Православной Церкви

- Ваше высокопреподобие, насколько масштабными были торжества в честь прославления святителя?

- Даже нескольких документально подтвержденных цифр хватит, чтобы составить представление о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа. У нас есть архивные документы, согласно которым население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориями на тот период составляло 42 тысячи жителей, в то время как на торжества сюда съехалось 250 тысяч паломников, причем не только из Курской и Белгородской епархии и соседних епархий, но и из дальних мест. Пришел даже крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии сейчас это Черниговская область на Украине. Это был самый дальний пеший крестный ход.

- Как происходила канонизация?

- Вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно. Впервые это произошло в начале XIX века. В пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. И вот в 1815 году жители Белгорода обратились с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года. Но прославили его лишь в 1911 году. Почти век Святейший Синод не поддерживал ходатайств местного населения о прославлении святителя. И все это время шла очень активная переписка по этому вопросу: практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении к лику святых святителя Иоасафа.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100462/46202.p.jpg

В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Петербурге, был почитателем святителя Иоасафа. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, двухсотлетие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. К этому времени в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, произошедшие по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ.

Божиим Промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, через который дважды в год проезжали члены царской фамилии. И вот, зная о ходатайствах, уже не раз поступавших в Синод, которые были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, в 1904 году император, проезжая через Белгород, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в стопроцентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100462/46203.p.jpg

Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был император Николай II. После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся царская семья, император поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее, все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия. Она прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В комиссию входили и врачи, проверившие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю царь написал на докладе очень красивые слова: Благодатным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай. Не знаю, ведал ли император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа.

- Царская семья присутствовала на торжествах 1911 года?

- Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этот день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого вскоре после этого убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, император вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. Курские епархиальные ведомости позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

- Известно, что пещерка святителя, куда до революции стекались паломники со всей Российской империи, была утрачена в конце 1920-х годов, когда снесли монастырь и началась застройка этого места.

- Пещерка для нас это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место ошиблись всего на один метр.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100462/46204.p.jpg

В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки, нужно было решать вопрос о частичном сносе строений. Так мало того что этот участок земли остался незастроенным сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже современного уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями.

И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но Промыслом Божиим были возвращены в Белгород, теперь мы являемся свидетелями еще одного чуда чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен. В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. Над ней возвели стеклянный купол. И в пещерке, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом святителю Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

- Расскажите о втором обретении мощей. Где они находились в советское время?

- В Ленинграде, в запасниках Музея истории религии и атеизма, располагавшегося, как известно, в Казанском соборе. История второго обретения мощей очень интересна.

В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей преподобного Серафима Саровского, хранившихся в Музее истории религии и атеизма. На торжественной церемонии их открытия в Ленинграде присутствовала одна верующая женщина она и до сих пор жива. Эта женщина рассказала о торжествах своему отцу, Аркадию Васильевичу Соколову, ранее работавшему в этом музее.

И вот в марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова обратилась к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну с письмом, в котором поведала следующее. Бригада ее отца занималась восстановлением и ремонтом храмов и в начале 1960-х годов заменяла кровлю Казанского собора. Во время работы отец Соколовой нашел деревянную раку, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Позже рака была выставлена в экспозиции музея. В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А. Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был, как я знаю, консультантом по восстановлению храма Спаса-на-Крови) втайне от музейного начальства спрятали святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия. Позже Прудников упал с лесов и разбился. Соколов и рассказал дочери о том, как они обнаружили неизвестные мощи.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100462/46206.p.jpg

Поиски мощей состоялись 28 февраля 1991 года, а второго марта настоятель Казанского собора (где в мае 1991 года возобновились регулярные богослужения. Ред.) игумен Сергий (Кузьмин) попросил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для их открытия и опознания. К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма. Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но пока Соколов не показал место захоронения, мощи никто не находил.

Мощи занесли в алтарь ближайшего к музею Спасо-Преображенского собора. Нам сообщили, что предположительно это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации был обнаруженный в районе печени разрез. История его возникновения такова. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это мумия. При мумификации удаляются все внутренние органы и первым делом печень. Именно поэтому приглашенный из Харькова профессор известный патологоанатом, впоследствии бальзамировавший тело Ленина, сделал Н-образный разрез в районе печени. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт. И когда мы увидели и этот разрез, и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа (у него была передавлена переносица, отсутствовал большой палец на левой ноге), то убедились, что ошибки быть не может, это его мощи, в этом нет никаких сомнений.

И вот 17 сентября 1991 года, то есть день в день через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород. Тогда на Белгородскую землю впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II, было торжество.

- Мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в силе которой я смогла убедиться на собственном примере. Вы знаете о многих чудесах святителя Иоасафа. А есть книги, в которых они описываются?

- Да, многие чудеса описаны в только что вышедшей книге Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы. Она издана нами специально к юбилею вместе с книгой Пещерка святителя Иоасафа. Как и предыдущие издания о святителе, такие как Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление, мы готовили обе книги вместе с краеведом Александром Крупенковым.

Две трети книги составляют фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода, большинство из которых публикуется впервые. Их нет даже в архивах Москвы подлинники находятся на Украине. Документы охватывают период с конца декабря 1908 года по октябрь 1913 года. Их след отыскался в Харькове в 2009 году. Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от мощей святителя Иоасафа. Кто подсчитает, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных и до, и после прославления?! Хочу обратить ваше внимание на то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.

- А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

- Конечно. Он помещен нами на обложку книги: Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что, не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на Страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь.

- Мы знаем, что великая княгиня Елисавета Феодоровна особо почитала святителя.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100462/46205.p.jpg

- Да, и причем еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре императрице Александре Федоровне. Писала и в своем дневнике мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях. Поэтому, видимо, не случайно, уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер вместе с великим князем Константином Константиновичем Романовым принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью. Благодаря заботам императора Николая II и Елисаветы Феодоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства, в тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября великая матушка приобщилась святых таин за ранней литургией.

Сто лет назад, как и император Николай II, и члены его семьи, великая княгиня Елисавета Феодоровна участвовала в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского и других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

С протоиереем Олегом Кобецом беседовала Ирина Ахундова.

21 сентября 2011 года.